Принцип приоритетности коррекции каузального типа

В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную)

Симптоматическая коррекция направлена на преодоле­ние внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиен­том трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины воз­никновения страхов (фобий) у детей лежат в системе детс­ко-родительских отношений и связаны, например, с эмо­циональным неприятием ребенка родителями и его глубин­ными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оста­ваться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например - высоты. Только успешная пси­хокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизве­дения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекци­онных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической ос­новой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в тру­дах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным момен­том которой является положение о роли деятельности в пси­хическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному разви­тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз­вития личности - с другой. Нормативность развития сле­дует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей лич­ности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиен­та на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициро­ванной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной ши­рокой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути раз­вития клиента и утверждения его «самости».

6. Принцип комплексности методов психологического воз­действия. Принцип комплексности методов психологичес­кого воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии;

Известно, что большинство методов, широко использу­емых в практике разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гума­нистической психологии, гештальтпсихологии и других на­учных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой соб­ственностью той или иной теории. Критически переосмыс­ленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффек­тивную психологическую помощь клиентам с самыми раз­личными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего соци­ального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближай­ший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, осо­бенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления состав­ляют важнейший компонент социальной ситуации разви­тия ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ре­бенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом кото­рых он является.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические про­цессы и использовать методы, их активизирующие. Это эф­фективный путь коррекции интеллектуального и перцеп­тивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированногo обучения. Наиболее эф­фективно работают программы, состоящие из ряда после­довательных операций, выполнение которых сначала с пси­хологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда со­впадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддержи­вать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после отно­сительной сформированности того или иного умения. Уве­личивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Про­водимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый ма­териал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекцион­ное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психо­логически обоснованной. Успех коррекционной работы за­висит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на каче­ственное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: