Основные принципы составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего соци­ального окружения: к участию в коррекционной программе;

8. Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия мате­риала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает па необ­ходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов; коррекционных; профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохрон­ность (неравномерность) развития различных сторон лич­ности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находит­ся на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного раз­вития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, не­развитость учебных и познавательных мотивов и потребнос­тей с высокой вероятностью приводят к отставанию в раз­витии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудно­стями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют из­бежать различного рода отклонений в развитии, а тем са­мым специальных коррекционных мероприятий. Взаимо­обусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизиро­вать развитие за счет интенсификации сильных сторон лич­ности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

§ коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

§ профилактического- предупреждение отклонений и труд­ностей в развитии;

§ развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обес­печить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологичес­кой помощи в развитии клиента как особого вида деятель­ности практического психолога,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: