1. Основные категории образования:
а) обучение;
б) воспитание;
в) развитие;
г) верны все ответы.
2. К дополнительным общеобразовательным учреждениям относятся
а) лицеи, гимназии, интернаты;
б) аспирантура, докторантура, интернатура;
в) музыкальные и художественные школы, дома детского творчества;
г) колледжи, техникумы, училища.
3. Общее образование включает в себя ––––––– образование:
а) очное, заочное, дистанционное;
б) школьное, профессиональное, последипломное;
в) начальное, основное, среднее (полное);
г) дошкольное, школьное, высшее.
4. Форма обучения учащихся за пределами учебного заведения путем обмена учебной информацией с использованием технических средств и специальных учебных программ называется _________ обучением:
а) дистанционным;
б) элитарным;
в) политехническим;
г) заочным.
5. На основе требований образовательного стандарта государственными органами управления образованием разрабатываются –––––––––, которые определяют содержание образования всех уровней и направлений
а) примерные образовательные программы;
б) авторские образовательные программы;
в) профессиональные образовательные программы;
г) учебные планы.
6. Целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности – это:
а) воспитание в широком смысле слова;
б) воспитание в узком смысле слова;
в) развитие;
г) образование.
7. Последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач – это:
а) педагогическая деятельность;
б) педагогическая технология;
в) педагогическая задача;
г) педагогическая система.
8. Теоретическая функция педагогики «изучение передового новаторского опыта» реализуется в деятельности педагога на ––––––– уровне:
а) проективном;
б) рефлексивном;
в) описательном;
г) диагностическом.
9. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется:
а) моделированием
б) рейтингом;
в) беседой;
г) наблюдением.
10. Структуру педагогического процесса составляют компоненты:
а) оценочный, целевой, конструктивный;
б) проективный, содержательный;
в) деятельный, целевой, содержательный;
г) методический, организационный.
11. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которое предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания – это:
а) наблюдение;
б) тестирование;
в) моделирование;
г) педагогический эксперимент.
12. К числу основных видов самообразования не относятся:
а) общее;
б) специальное (профессиональное);
в) заочное;
г) политическое.
13. Образование взрослых является непрерывным, если:
а) происходит без отрыва от участия в производственном процессе;
б) начинается без перерыва сразу после окончания вуза или другого профессионального учебного заведения;
в) нацелено на целостный непрерывный процесс профессионального роста;
г) представляет единство профессионального и общего образования.
14. Технологическая функция «разработка методических материалов (учебных программ, учебников, учебных пособий, педагогических рекомендаций)» реализуется в деятельности педагога на ––––––– уровне
а) диагностическом;
б) рефлексивном;
в) проективном;
г) обучающем.
15. К словесным методам обучения относятся:
а) беседа, рассказ, лекция, объяснение;
б) упражнение, объяснение, рассказ, лекция;
в) дискуссия, иллюстрация, конспектирование, демонстрация;
г) беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение.
16. Система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны – это:
а) нравственное воспитание;
б) гражданское воспитание;
в) экономическое воспитание;
г) трудовое воспитание.
17. Организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых – это:
а) форма обучения;
б) метод обучения;
в) принцип обучения;
г) правило обучения.
18. –––––является основной формой классно-урочной системы организации учебного процесса общеобразовательной школы:
а) лекция;
б) урок;
в) семинар;
г) практикум.
19. К видам контроля не относится:
а) предварительный;
б) текущий;
в) индивидуальный;
г) тематический.
20. По формам контроль подразделяется:
а) индивидуальный, групповой и фронтальный;
б) предварительный, текущий, итоговый;
в) тематический, индивидуальный, групповой;
г) итоговый, фронтальный, индивидуальный.
21. Система способов совместной деятельности обучающих и обучаемых, при которой достигается овладение знаниями, навыками и умениями, развитие умственных и физических составляющих человека, формирование его общественных, профессиональных и личностно значимых свойств и качеств называется:
а) форма обучения;
б) метод обучения;
в) принцип обучения;
г) правило обучения.
22. Лекция, как метод устного изложения учебного материала, предусматривает:
а) изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме;
б) раскрытие смысла явлений, процессов и действий посредством изложения в повествовательной форме действующих в них причинно-следственных связей и отношений;
в) развернутое изложение теоретических или практических проблем, предполагающее обстоятельное раскрытие сложных понятий, закономерностей, идей;
г) развернутое теоретическое обсуждение учебного вопроса на основе научного анализа его составляющих и коллективного поиска путей решения выявленных противоречий и проблем.
23. К активным методам обучения не относятся:
а) метод конкретных ситуаций;
б) метод инцидента;
в) метод показа (демонстрации);
г) метод мозговой атаки.
24. Объектом педагогической науки выступает:
а) воспитание;
б) обучение;
в) образование;
г) явления действительности, которые обуславливают развитие и формирование человеческого индивида и социальных групп.
25. Дети в древней Спарте:
а) воспитывались родителями;
б) обучались индивидуально;
в) воспитывались в специально создаваемых группах – агелах;
г) ни один из ответов не верен.
26. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний называется:
а) учением;
б) преподаванием;
в) обучением;
г) образованием.
27. К принципам дидактики не относиться:
а) принцип сознательности и активности;
б) принцип системности и последовательности;
в) принцип наглядности;
г) принцип убеждения.
28. Теоретическую основу ––––––––––– воспитания, где в качестве основных задач выделяют: накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения; разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности
а) умственного;
б) трудового;
в) нравственного;
г) эстетического.
29. Процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, называется педагогическим (ой)…
а) проектированием;
б) менеджментом;
в) прогнозированием;
г) деятельностью.
30. В общем смысле под инновациями понимают:
а) нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
б) управление (планирование, регулирование, контроль), руководство педагогическим производством, его организация;
в) непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, навыков и умений;
г) все ответы верны.
31. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы:
а) материальная, моральная, социальная;
б) коммуникативная, интерактивная, перцептивная;
в) заботы, уважения, признания;
г) долга, любви, интереса.
32. Применение в процессе воспитания таких методов, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека относиться к:
а) гражданскому воспитанию;
б) нравственному воспитанию;
в) правовому воспитанию;
г) экономическому воспитанию.
33. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества относиться к задачам:
а) воспитательным;
б) образовательно-воспитательным;
в) развивающим;
г) все ответы верны.
34. Какой из перечисленных параметров не относиться к линии поведения родителей по отношению к ребенку:
а) контроль;
б) требование зрелости;
в) общение;
г) стимулирование.
35. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присщих в данное время данному обществу, называется:
а) образованием;
б) развитием;
в) социализацией;
г) воспитанием.
36. Модель родительского поведения, когда родительский контроль сочетается с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым называется:
а) властная;
б) снисходительной;
в) авторитарной.
37.Недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка – это:
а) гипопротекция;
б) доминирующая гиперпротекция;
в) потворствующая гиперпротекция;
г) структурная деформация.
38. Урок нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом называется:
а) уроком обобщения и систематизации;
б) урок изучения нового материала;
в) урок закрепления знаний и совершенствования;
г) урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
39. Ведущими формами организации процесса обучения в школе и вузе являются:
а) урок, лекция;
б) семинар, практикум;
в) факультатив, лабораторный практикум;
г) кружок, самостоятельная домашняя работа.
40. Вид обучения, являющийся основным видом обучения в отечественной школе:
а) лекция;
б) семинар;
в) объяснительно-иллюстративный;
г) проблемный.
41.Основными задачами –––––––– воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека
а) нравственного;
б) правового;
в) физического;
г) трудового.
42. Принцип дидактики, когда система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся называется:
а) принцип системности и последовательности;
б) принцип сознательности и активности;
в) принцип научности;
г) принцип доступности.
43. Путь достижения цели и задач обучения – это:
а) средство;
б) результат;
в) форма;
г) метод.
44. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества:
а) четкость выводов по изучаемым вопросам;
б) организацию деятельности по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;
в) совершенствование системы обучения;
г) формирование современной гармонично развитой личности.
45. Обучение направлено, прежде всего, на формирование:
а) знаний;
б) умений;
в) навыков;
г) верны все ответы.
46. К государственным образовательным стандартам не относиться:
а) федеральный компонент;
б) школьный (вузовский) компонент;
в) национальный компонент;
г) региональный компонент.
47. По месту проведения различают такие виды эксперимента, как:
а) констатирующий эксперимент;
б) проверочный, уточняющий эксперимент;
в) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент;
г) лабораторный и естественный эксперимент.
48. Предметом педагогики является:
а) образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах;
б) обучение;
в) ученик;
г) воспитание.
49. Движущие силы педагогического процесса – это:
а) уровень развития участников педагогического процесса;
б) условия осуществления педагогического процесса;
в) объективные противоречия;
г) субъективные противоречия.
50. «Золотое правило дидактики» Я.А. Коменского выражает такой принцип обучения как:
а) принцип сознательности и активности;
б) принцип наглядности;
в) принцип последовательности и систематичности;
г) принцип упражнения.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет психологии.
2. Психологические школы: классические и современные.
3. Методы научных психологических исследований.
4. Детерминация психического развития.
5. Задатки и способности.
6. Структура психики.
7. Характеристика познавательных процессов.
8. Деятельность. Структура деятельности.
9. Психические состояния и их характеристики.
10. Виды межличностного взаимодействия.
11. Ощущения и их характеристика.
12. Психологические особенности восприятия.
13. Память и ее виды.
14. Виды внимания: произвольное, непроизвольное.
15. Эмоциональные процессы и их характеристика.
16. Воля как форма активности.
17. Основные этапы творческого процесса.
18. Формы мышления и их характеристика.
19. Мышление как процесс решения задач.
20. Структура учебной деятельности.
21. Предмет педагогики. Цели и задачи педагогики.
22. Ценности и цели образования.
23. Основные принципы Закона РФ “Об образовании”.
24. Воспитание. Понятие морали и нравственности.
25. Социально-психологические аспекты воспитания.
26. Традиции и инновации в образовании.
27. Педагогические модели образования.
28. Теория контекстного обучения.
29. Современные стратегии и модели образования.
30. Развивающие педагогические технологии.
31. Педагогика межличностных отношений.
32. Проектирование учебно-воспитательных ситуаций.
33. Современные формы организации учебной деятельности
34. Проблемы оценки качества образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2011- 621 с.
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебное пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 368.: ил., табл. – (Библиотека высшей школы).
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. – М.: Высш. образование, 2007 – 640с.: ил.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.
5. Психология и этика делового общения: Учеб./ Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006.– 416 с.
6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
7. Солдатова А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие.- Спутник+М., 2009 - 138 с.
Дополнительная
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).
3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001. – 476 с.
6. Дружинин В.Н. Психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 650 с.
7. Зимняя И.А. Педагогика и психология: Учеб. – М.: ЛОГОС, 2001. – 384 с.
8. Климов Е.А. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 512 с.
9. Кроль В.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2001. – 320 с.
10. Крылов А.А. Психология: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2001.– 584 с.
11. Невлев В.К. Психология и педагогика: Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 111 с.
12. Невлев В.К. Психология: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 141 с.
13. Основы психологии: Практикум/ Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.
14. Педагогика и психология: Учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 400 с.
15. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007. – 215 с.
16. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие. – М.: Академия: высш. шк., 2001. – 502 с.
17. Психология: Учеб./ Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 650 с.
18. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2003. – 400 с.
19. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с.
20. Сидоров А.А. Педагогика: Учебник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с.
21. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).