Различные подходы к содержанию понятия «государственное управление»

№ п/п Понятие Содержание комментарий
1. Государственное управление практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур, главным образом государственного аппарата и государственных органов) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. [11, стр.40] Позволяет объединить в логическую целостность государство как системно организованный субъект управления; общественную жизнедеятельность людей, воспринимающую управляющие воздействия и реагирующую на них; сами управляющие воздействия, отражающие взаимосвязи между государством и обществом, что необходимо для теоретического описания и практического использования многообразных проявлений государственного управления.
2.   деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в разных формах. [25, стр.15] характеризует государственное управление как тип социального управления в сфере государственной жизни общества
3.   форма осуществления функций государства, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть [25, стр.15] понятие «государственное управление» не содержится в Конституции РФ, оно заменено понятием «исполнительная власть». В действующем российском законодательстве не предложено синонима государственному управлению.
4.   специфический тип социально-экономического управления, воздействующего на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. [25, стр.15] государственное управление – более широкая категория, чем исполнительная власть
5.   сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, обозначенные цели и воля народа. [25, стр.15] В определении понятия государственного управления должно быть теоретически выражено общее и специфическое, характерное для его сущности как политико-административного воздействия государственных властных институтов на общество.
6.   процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. [25, стр.17] в основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни населения. Приоритетным направлением в реализации государственного интереса является исполнение защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и др. функций.
7.   целенаправленное воздействие государства на весь социум, общественные процессы, отношения и деятельность людей. [15, стр.13] Государство как субъект управления социумом воплощается в систему публичной власти (государственной и муниципальной)
8.   Самоуправление по отношению к самому государству и социальной системе в целом, где действуют и стихийные регуляторы общественных процессов, не охватываемые рациональной деятельностью государства [25, стр16] Государственное управление должно иметь границы воздействия на общество и не ограничивать демократию, а способствовать ее развитию
9.   Объективно необходимая функция государства, рациональная деятельность, не исключающая свободу, а являющаяся общественно-политической формой ее выражения [25, стр.14] Анализ функций государства позволяет сделать вывод о том, что одной из основных является управление обществом и самоуправление.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управления нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы государственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей).

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.

Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них – те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального (или субъекта федерации) органа исполнительной власти. А сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: