на подготовительном этапе

Цель: научить детей слушать педагога и выполнять его задания. Учить управлять своим голосом и артикуляции.

Задачи:

1) Развитие общей моторики.

2) Развитие мелкой моторики.

3) Развитие артикуляции и мимики.

4) Развитие чувства ритма.

5) Развитие речевого слуха и речевого внимания.

1) Развитие общей моторики.

· Канатоходец

Исходное положение - стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги - поднимаем левую руку, шаг левой ноги - поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

· Перекрестные шаги

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки - правого.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки - правого.

Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево - и другие модификации перекрестного шага.

· Перекрестные прыжки

Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

· Перекрестный шаг сидя

Ребенок представляет себя мотоциклистом. Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

· Вращение шеи

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

2) Развитие мелкой моторики

· cорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил -

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

· ладушки

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(поднимают руки вверх и опускают на голову)

· Варежка

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)

· Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак - говорят.

- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

3) Развитие артикуляции и мимики

· Иголочка

· Часики

· Лопатка

· Почистим зубки

· Фрукты

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

4) Развитие чувства ритма

· Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.

· Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.

· Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.

5) Развитие речевого слуха и речевого внимания

· Исправь слова

Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,

Мама нам испекла очень вкусные клюшки.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,

И вручили ему за победу педали.

· Летает - не летает

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;

· «получи подарок»

Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).

· Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

№2 Тема: «Ударение»

Программное содержание:

1. Воспитание внимания.

2. Познакомить детей с понятием “ударение”

З. Учить находить в слове ударный слог и ударную гласную.

Ход занятия

1. Оргмомент(мальчики садятся на три хлопка, девочки на два)

2. Рассказ логопеда о девочке Зое, которую утащил Змей Горыныч (на доске появляются выпиловки), запер ее в своем замке и повесил замок. Мы сможем ей помочь, если откроем замок. А откроем мы его в том, случае, если правильно выполним задания. Нужно выложить слова из фишек ЗАМОК, ЗАМОК затем заменить фишки буквами. Что получилось, как тут быть, схемы одинаковые, как различить слова?

3. Знакомство с понятием «ударение».

Логопед приглашает детей послушать, как произнесет слова, делая ударение на нужном слоге

/ /

за—мок, за—мок.

Оказывается слова можно различить. Есть такой значок — ударение.

4. Давайте поучимся ударять, это нам пригодится, чтобы спасти Зою.

Дети выстукивают ритмические рисунки.

/ / /

х—х—х х—х—х; х—х—х... х—Х, х—Х... (х — тихий слог, Х – громкий)

5. Затем тренируются уже на словах: КО НИ, СА НИ, КО СЫ, ТА ЗЫ.

Дети читают слова и пишут слог, который звучит громче. Заучивается текст:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом.

Шутник он, невидимка молоток

Тук — и ударил в безударный слог.

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

6. Пальчиковая гимнастика “Замок”.

Теперь-то мы его сможем открыть. Дети выполняют движения и одно -временно произносят слова.

На стене висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

7. Замок открыли. Зоя на свободе. Но ее нужно расколдовать. Для этого надо правильно найти ударный слог. Логопед знакомит детей со схемами:

/ /

-------- -------- --------- ---------

К какой из этих схем подойдут слова:

/ / / /

чудно, чудно, мука, мука,

/ / / /

ирис, ирис, хлопок, хлопок.

Дети выполняют задания и тем самым помогают Зое.

Вывод: как от перестановки ударения меняется смысл слова.

Составление предложений с парами слов.

8. Нахождение ударной гласной в слове. Логопед читает слова, голосом выделяя ударную гласную. Дети определяют. (Слова любые).

Дается понятие, что в односложном слове одна гласная, она всегда под ударением. Также дается понятие, что в слове только одна ударная гласная.

9. Печатание в тетрадях слов:

/ / / /

мука — мука, замок — замок с постановкой ударения.

10. Итоги занятия.

11.Задание на вечер: тренироваться в нахождении ударной гласной в словах, произносимых воспитателем, подбор картинок к нужной схеме:

/ /

---- ---- ----- -----


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: