Цель: научить детей слушать педагога и выполнять его задания. Учить управлять своим голосом и артикуляции.
Задачи:
1) Развитие общей моторики.
2) Развитие мелкой моторики.
3) Развитие артикуляции и мимики.
4) Развитие чувства ритма.
5) Развитие речевого слуха и речевого внимания.
1) Развитие общей моторики.
· Канатоходец
Исходное положение - стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).
Шаг правой ноги - поднимаем левую руку, шаг левой ноги - поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.
· Перекрестные шаги
Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки - правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки - правого.
|
|
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево - и другие модификации перекрестного шага.
· Перекрестные прыжки
Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
· Перекрестный шаг сидя
Ребенок представляет себя мотоциклистом. Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.
· Вращение шеи
Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.
2) Развитие мелкой моторики
· cорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
· ладушки
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
· Варежка
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)
· Братцы
|
|
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
3) Развитие артикуляции и мимики
· Иголочка
· Часики
· Лопатка
· Почистим зубки
· Фрукты
Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.
4) Развитие чувства ритма
· Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов.
· Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
· Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
5) Развитие речевого слуха и речевого внимания
· Исправь слова
Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,
Мама нам испекла очень вкусные клюшки.
Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,
И вручили ему за победу педали.
· Летает - не летает
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;
· «получи подарок»
Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).
· Слышим звон и знаем, где он
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
№2 Тема: «Ударение»
Программное содержание:
1. Воспитание внимания.
2. Познакомить детей с понятием “ударение”
З. Учить находить в слове ударный слог и ударную гласную.
Ход занятия
1. Оргмомент(мальчики садятся на три хлопка, девочки на два)
2. Рассказ логопеда о девочке Зое, которую утащил Змей Горыныч (на доске появляются выпиловки), запер ее в своем замке и повесил замок. Мы сможем ей помочь, если откроем замок. А откроем мы его в том, случае, если правильно выполним задания. Нужно выложить слова из фишек ЗАМОК, ЗАМОК затем заменить фишки буквами. Что получилось, как тут быть, схемы одинаковые, как различить слова?
3. Знакомство с понятием «ударение».
Логопед приглашает детей послушать, как произнесет слова, делая ударение на нужном слоге
/ /
за—мок, за—мок.
Оказывается слова можно различить. Есть такой значок — ударение.
4. Давайте поучимся ударять, это нам пригодится, чтобы спасти Зою.
Дети выстукивают ритмические рисунки.
/ / /
х—х—х х—х—х; х—х—х... х—Х, х—Х... (х — тихий слог, Х – громкий)
5. Затем тренируются уже на словах: КО НИ, СА НИ, КО СЫ, ТА ЗЫ.
Дети читают слова и пишут слог, который звучит громче. Заучивается текст:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом.
Шутник он, невидимка молоток
Тук — и ударил в безударный слог.
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
6. Пальчиковая гимнастика “Замок”.
Теперь-то мы его сможем открыть. Дети выполняют движения и одно -временно произносят слова.
На стене висит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
7. Замок открыли. Зоя на свободе. Но ее нужно расколдовать. Для этого надо правильно найти ударный слог. Логопед знакомит детей со схемами:
/ /
-------- -------- --------- ---------
К какой из этих схем подойдут слова:
|
|
/ / / /
чудно, чудно, мука, мука,
/ / / /
ирис, ирис, хлопок, хлопок.
Дети выполняют задания и тем самым помогают Зое.
Вывод: как от перестановки ударения меняется смысл слова.
Составление предложений с парами слов.
8. Нахождение ударной гласной в слове. Логопед читает слова, голосом выделяя ударную гласную. Дети определяют. (Слова любые).
Дается понятие, что в односложном слове одна гласная, она всегда под ударением. Также дается понятие, что в слове только одна ударная гласная.
9. Печатание в тетрадях слов:
/ / / /
мука — мука, замок — замок с постановкой ударения.
10. Итоги занятия.
11.Задание на вечер: тренироваться в нахождении ударной гласной в словах, произносимых воспитателем, подбор картинок к нужной схеме:
/ /
---- ---- ----- -----