Речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании, а следовательно, в целеобразовании. Это участие происходит и в индивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми. Кроме того, речь составляет важную основу сознания индивида.
Поскольку речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, то структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия и включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
В зависимости от планов проявления речь делится на виды: внешняя и внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая. Каждый из перечисленных видов речи обладает своими свойствами.
Прямой (свободный) ассоциативный тест
Цель: определение состояния речи и связей между языковыми стимулами.
Материал и оборудование: речевые стимулы в количестве 30-40 единиц, относящиеся к разным частям речи: существительное, глагол, прилагательное, наречие.
Процедура исследования: Испытуемому дается слелующая инструкция:
Инструкция: «В ответ на предъявленное слово – стимул запишите в своих тетрадях любые слова, пришедшие Вам в голову».
Список зачитывается с примерным интервалом 5-6 секунд.
1. армия 2. музыка 3. болезнь 4. рука 5. гладкий 6. свистеть 7. сладкий 8. золото 9. спать 10. погода | 11. дерево 12. танцы 13. врач 14. нога 15. мягкий 16. петь 17. горький 18. гулять 19. дверь 20. ветер | 21. цветок 22. праздник 23. лекарство 24. ботинок 25. блестящий 26. кричать 27. солёный 28. стена 29. ходить 30. солнце |