Тема 6. Речь

Речь в психической жизни человека выполняет множество функций: экспрессивную, заключающуюся в способности выражать свои переживания; импрессивную, проявляющуюся в воздействии на собеседника; познавательную и др. Так же как и мышление и воображение, речь участвует в программировании, а следовательно, в целеобразовании. Это участие происходит и в индивидуальной деятельности человека, и во взаимодействии и общении его с другими людьми. Кроме того, речь составляет важную основу сознания индивида.

Поскольку речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, то структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия и включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

В зависимости от планов проявления речь делится на виды: внешняя и внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая. Каждый из перечисленных видов речи обладает своими свойствами.

Прямой (свободный) ассоциативный тест

Цель: определение состояния речи и связей между языковыми стимулами.

Материал и оборудование: речевые стимулы в количестве 30-40 единиц, относящиеся к разным частям речи: существительное, глагол, прилагательное, наречие.

Процедура исследования: Испытуемому дается слелующая инструкция:

Инструкция: «В ответ на предъявленное слово – стимул запишите в своих тетрадях любые слова, пришедшие Вам в голову».

Список зачитывается с примерным интервалом 5-6 секунд.

1. армия 2. музыка 3. болезнь 4. рука 5. гладкий 6. свистеть 7. сладкий 8. золото 9. спать 10. погода 11. дерево 12. танцы 13. врач 14. нога 15. мягкий 16. петь 17. горький 18. гулять 19. дверь 20. ветер 21. цветок 22. праздник 23. лекарство 24. ботинок 25. блестящий 26. кричать 27. солёный 28. стена 29. ходить 30. солнце

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: