Обработка и анализ результатов. Для оценки составляется таблица «Результаты направленного ассоциативного эксперимента» Стимул Адекватная реакция Семантическая

Для оценки составляется таблица «Результаты направленного ассоциативного эксперимента»

Стимул Адекватная реакция Семантическая парафазия Неадекватная реакция
Злость ……      

При хорошем или удовлетворительном знании языка количество адекватных реакций свыше 80 %. Достаточно хорошими для диагностики будут показатели и по третьей колонке.

Цепной ассоциативный тест

Цель: исследование особенностей речи, ассоциативного процесса; определение некоторых сфер конфликтов.

Процедура исследования: испытуемый занимает удобную позицию, расслабляется, может закрыть глаза, и по указанию психолога приступает к выполнению задания.

Инструкция: «В течение одной минуты называйте любые слова, приходящие Вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле Вашего зрения, не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали».

Также можно привести цепной ассоциативный тест и в групповой форме, при этом, испытуемые должны не называть слова, а записывать их на листе бумаги.

Желательно повторить эксперимент несколько раз, чтобы выявить динамику состояния испытуемого, его работоспособность.

Обработка и анализ результатов

1. Нужно определить длину ассоциативного ряда, подсчитав количество слов, записанных за минуту (норма – 19-21 слово).

2. Нужно определить структуру ассоциативного ряда, подсчитав количество семантических гнёзд (в среднем – 3-4 гнезда).

3. Определить средний размер семантических гнёзд. Для этого разделить количество слов на количество гнёзд.

4. Дать название самым крупным семантическим гнёздам.

5. Вычислить средние данные для нескольких экспериментов.

Заниженными являются показатели 10 и менее слов в минуту.

Причины: заторможенность рече - мыслительных процессов из-за усталости, плохого знания языка, ригидности мышления.

Повышенные показатели: 35-40 слов в минуту. Это явление клиническое, свидетельствует о чрезмерной подвижности рече - мыслительных процессов.

Причины: болезненная возбудимость (вплоть до мании), эмоциональная возбуждённость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Киев, 1999.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ось-89, 2008.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, 1990. – С.69-75

5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2007.

6. Коновалов В.Д. Психологические тесты - М.: СВЕТОТОН, 1996.

7. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе /Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.49.

8. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. III: Метод. указания / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.24-29.

9. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов-н/Д., 2001.

10. Практическая психодиагностика. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. – Самара, 2004.

11. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. 72 с.

12. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. 154 с.

13. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.95-138.

14. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. 94 с.

15. Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.93-104.

16. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.127-130.

17. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карлинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.4З-45.

18. Ратанова Т.А, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. 4-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. – С. 28-46.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.; Владос, 1995г.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. Стр.: 249-255.

21. Смирнов А.Г. «Практикум по общей психологии.» Учеб.пособие для педагогических вузов - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005 - 224с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: