Вопросы:
1. Понятие о методике воспитательной работы
2. Современные трактовки сущности воспитательной технологии
3. Соотношение понятий «воспитательная технология» и «методика воспитательной работы».
1. Понятие о методике воспитательной работы
Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности, в то же время методика – наука, изучающая закономерности, содержание, методы и средства воспитания, особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах, на разных ступенях образования.
Традиционно считается, что предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации педагогического процесса, то есть методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить?
Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик и технологий в воспитательном процессе.
По Л.И. Маленковой, методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательных целей.
Ключевое понятие методики - «метод воспитания» – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий (Российская педагогическая энциклопедия).
В гуманистической воспитательной система преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей.
2. Современные трактовки сущности воспитательной технологии
Воспитательная технология – психологически обоснованные способы непосредственного взаимодействия педагога с воспитанником или группой учащихся как субъектами жизнедеятельности (Н.Е.Щуркова).
Воспитательная технология – продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели (В.А.Сластенин).
По Л.И. Маленковой, технология начинает действовать тогда, когда цели уже определены, и нужно разработать конкретные процедуры их достижения. Технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Признаки воспитательных технологий:
- технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры (Г.Б.Барышникова).
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование;
- конструирование;
- организационно-деятельностный компонент;
- контрольно-управленческий компонент.
Преимущества технологии.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели, которая рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология позволяет разработать объективные методы контроля достижения цели.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от методических разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология отражает также структуру и содержание деятельности учащихся.