Вопросы:
1.Сущность и структура воспитательной деятельности на современном этапе.
2.Задачи и содержание воспитательной работы в начальных классах. Программа воспитания младших школьников «Ориентир».
3. Педагогическая позиция воспитателя.
4. Функции классного руководителя.
1. Сущность и структура воспитательной деятельности на современном этапе
Воспитательная деятельность – это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива.
Структурно воспитательную деятельность можно представить в виде совокупности компонентов: целеполагание, прогностическая деятельность, диагностическая, конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная, аналитическая, коррекционная.
В современных условиях воспитательная деятельность строится на основе концептуальных подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного. Ведущую роль играют принципы гуманизации и демократизации воспитания.
|
|
Основная идея гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы – ориентация на личность человека, развитие его способностей, создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, психолого-педагогической поддержки со стороны педагога. Важный элемент гуманистической воспитательной системы – психолого-педагогическая поддержка ребенка (см. приложение 2).
Личностно ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.
Деятельность становится воспитывающей (М.А.Бесова и др.) при соблюдении определенных условий:
- субъектом деятельности должен выступать сам ребенок;
- деятельность должна быть значима для каждого воспитанника – приобрести личностный смысл (в ней удовлетворяются потребности личности в познании, общении, самоутверждении, раскрытии своего потенциала);
- ученик должен испытывать удовлетворение в процессе работы;
- деятельность должна быть ориентирована на социально-ценностные отношения;
- для младших школьников особую значимость приобретает наглядность и ощутимость результатов организуемой деятельности.
|
|
Одно из ключевых понятий современного воспитательного процесса – «воспитательная система».
Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива (приложение 1).
Необходимо преодолевать такие недостатки воспитательной работы, как формализм, функциональный подход, преобладание словесных методов и конкурсно-развлекательных форм воспитания.
Функциональный подход - разделение воспитательного процесса на множество направлений в ущерб его целостности.
Проявления формализма в воспитательной работе:
– бессистемность, формальное целеполагание и планирование воспитательной работы без учета уровня воспитанности учащихся; проведение мероприятий «для галочки»;
– злоупотребление назиданием, морализированием, прямолинейным словесным воздействием;
– пассивная позиция воспитанников, когда преобладают мероприятия, подготовленные взрослыми для школьников;
– формальное усвоение детьми нравственных норм, разрыв между сознанием и поведением;
– погоня за количеством мероприятий, за внешними эффектами в ущерб их качеству.
Преобладание конкурсно-развлекательных форм, шоу-программ отрицательно влияет на результативность воспитания. «Ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений…Подобное воспитывает у детей нездоровое отношение к труду, неустойчивость, верхоглядство… Дети должны больше изучать жизнь, быть ближе к жизни…», - писала Н.К.Крупская.
2. Задачи и содержание воспитательной работы в начальных классах. Программа воспитания младших школьников «Ориентир».
Ведущие задачи воспитания младшего школьника:
1) Формирование любознательности, общеучебных умений и навыков, положительного отношения к школе, учебе.
2) Воспитание навыков общения, сотрудничества со cверстниками, товарищества и взаимопомощи.
3) Приобщение к социальным нормам, формирование элементарных навыков культуры поведения.
4) Выявление индивидуальных способностей учащихся и создание благоприятных условий для их развития.
Задача-доминанта воспитательной работы в начальных классах – приобщение к социальным нормам поведения во всех сферах жизни человека, развитие способности соотносить социальные культурные нормы с собственным поведением. Содержанием воспитательной работы является
формирование отношений в разнообразных видах групповой деятельности: познавательной, социально-ориентированной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной, свободного общения.
Модель школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир» (коллектив авторов под руководством М.П.Осиповой) нацелена на формирование личности младшего школьника на основе аксиологического и культурологического подходов. Данная программа предполагает активное сотрудничество с семьей.
Программа «Ориентир» состоит из семи проектов: «Школа человечности», «Здоровый образ жизни», «Радость познания», «Труд на радость себе и людям», «В гармонии с природой и искусством», «Экономическая азбука», «Природа наш дом».
Каждый из проектов структурно включает определенные задачи воспитания, предполагаемые результаты, примерные формы работы, взаимодействие с родителями.
|
|
3. Педагогическая позиция воспитателя
Педагогическая позиция воспитателя – это продукт педагогического мышления, осознания природы воспитательного процесса; то положение, которое предварительно занимает педагог по отношению к воспитанникам, определяющее в дальнейшем его профессиональное поведение. Положительная педагогическая позиция предполагает готовность к сотрудничеству, великодушному прощению, позитивному восприятию неповторимой индивидуальности каждого воспитанника, ожидание радости предстоящих открытий, стремление создать благоприятную нравственную атмосферу.
Педагогическая позиция, по Н.Е.Щурковой, имеет следующие характеристики: дистанционная («близко», «далеко»), уровневая («над», «под», «наравне»), кинестетическая («впереди», «сзади», «вместе»), эмпатийная («в», «вне»), содержательная («предметная», «отношенческая»).
Стили педагогического руководства деятельностью учащихся: авторитарный, демократический, либеральный. Демократический стиль характеризуется принятием личности каждого воспитанника, созданием условий для свободы выбора, мнений, развитием самоуправления учащихся.
Типы воспитательного взаимодействия: опека, диалог, сотрудничество, подавление, конфронтация, индифферентность, соглашение, дружеское расположение, дистанция, заигрывание, устрашение.
4. Функции классного руководителя
Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности.
Функции классного руководителя (по В.А.Сластенину): формирующая, коммуникативная, проектирующая, организационно-деятельностная, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая, методическая.
Обязанности классного руководителя:
- культурное обустройство жизнедеятельности учащихся класса;
|
|
- всестороннее изучение воспитанников и их семей;
- разъяснение и внедрение правил поведения;
- повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;
- создание коллектива, организация самоуправления учащихся;
- проведение классных часов и собраний;
- организация внеклассной деятельности;
- сотрудничество с детскими общественными организациями;
- работа с родителями;
- ведение классного журнала и личных дел учащихся.
Ведущие роли классного руководителя в работе с классом:
C «контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением занятий, поведением, дежурством, питанием; взаимодействие с родителями, индивидуальная работа с учащимися);
C «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе);
C «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися нравственных норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
C «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (внедрение культурных норм общения, быта, досуга; проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе);
C «социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий жизнедеятельности, общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
C «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, учит сотрудничеству, самоуправлению (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);