Тема 1. Педагогические основы воспитательной деятельности

Вопросы:

1.Сущность и структура воспитательной деятельности на современном этапе.

2.Задачи и содержание воспитательной работы в начальных классах. Программа воспитания младших школьников «Ориентир».

3. Педагогическая позиция воспитателя.

4. Функции классного руководителя.

1. Сущность и структура воспитательной деятельности на современном этапе

Воспитательная деятельность – это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива.

Структурно воспитательную деятельность можно представить в виде совокупности компонентов: целеполагание, прогностическая деятельность, диагностическая, конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная, аналитическая, коррекционная.

В современных условиях воспитательная деятельность строится на основе концептуальных подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, деятельностного. Ведущую роль играют принципы гуманизации и демократизации воспитания.

Основная идея гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы – ориентация на личность человека, развитие его способностей, создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности, психолого-педагогической поддержки со стороны педагога. Важный элемент гуманистической воспитательной системы – психолого-педагогическая поддержка ребенка (см. приложение 2).

Личностно ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

Деятельность становится воспитывающей (М.А.Бесова и др.) при соблюдении определенных условий:

- субъектом деятельности должен выступать сам ребенок;

- деятельность должна быть значима для каждого воспитанника – приобрести личностный смысл (в ней удовлетворяются потребности личности в познании, общении, самоутверждении, раскрытии своего потенциала);

- ученик должен испытывать удовлетворение в процессе работы;

- деятельность должна быть ориентирована на социально-ценностные отношения;

- для младших школьников особую значимость приобретает наглядность и ощутимость результатов организуемой деятельности.

Одно из ключевых понятий современного воспитательного процесса – «воспитательная система».

Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива (приложение 1).

Необходимо преодолевать такие недостатки воспитательной работы, как формализм, функциональный подход, преобладание словесных методов и конкурсно-развлекательных форм воспитания.

Функциональный подход - разделение воспитательного процесса на множество направлений в ущерб его целостности.

Проявления формализма в воспитательной работе:

– бессистемность, формальное целеполагание и планирование воспитательной работы без учета уровня воспитанности учащихся; проведение мероприятий «для галочки»;

– злоупотребление назиданием, морализированием, прямолинейным словесным воздействием;

– пассивная позиция воспитанников, когда преобладают мероприятия, подготовленные взрослыми для школьников;

– формальное усвоение детьми нравственных норм, разрыв между сознанием и поведением;

– погоня за количеством мероприятий, за внешними эффектами в ущерб их качеству.

Преобладание конкурсно-развлекательных форм, шоу-программ отрицательно влияет на результативность воспитания. «Ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений…Подобное воспитывает у детей нездоровое отношение к труду, неустойчивость, верхоглядство… Дети должны больше изучать жизнь, быть ближе к жизни…», - писала Н.К.Крупская.

2. Задачи и содержание воспитательной работы в начальных классах. Программа воспитания младших школьников «Ориентир».

Ведущие задачи воспитания младшего школьника:

1) Формирование любознательности, общеучебных умений и навыков, положительного отношения к школе, учебе.

2) Воспитание навыков общения, сотрудничества со cверстниками, товарищества и взаимопомощи.

3) Приобщение к социальным нормам, формирование элементарных навыков культуры поведения.

4) Выявление индивидуальных способностей учащихся и создание благоприятных условий для их развития.

Задача-доминанта воспитательной работы в начальных классах ­– приобщение к социальным нормам поведения во всех сферах жизни человека, развитие способности соотносить социальные культурные нормы с собственным поведением. Содержанием воспитательной работы является

формирование отношений в разнообразных видах групповой деятельности: познавательной, социально-ориентированной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной, свободного общения.

Модель школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир» (коллектив авторов под руководством М.П.Осиповой) нацелена на формирование личности младшего школьника на основе аксиологического и культурологического подходов. Данная программа предполагает активное сотрудничество с семьей.

Программа «Ориентир» состоит из семи проектов: «Школа человечности», «Здоровый образ жизни», «Радость познания», «Труд на радость себе и людям», «В гармонии с природой и искусством», «Экономическая азбука», «Природа наш дом».

Каждый из проектов структурно включает определенные задачи воспитания, предполагаемые результаты, примерные формы работы, взаимодействие с родителями.

3. Педагогическая позиция воспитателя

Педагогическая позиция воспитателя – это продукт педагогического мышления, осознания природы воспитательного процесса; то положение, которое предварительно занимает педагог по отношению к воспитанникам, определяющее в дальнейшем его профессиональное поведение. Положительная педагогическая позиция предполагает готовность к сотрудничеству, великодушному прощению, позитивному восприятию неповторимой индивидуальности каждого воспитанника, ожидание радости предстоящих открытий, стремление создать благоприятную нравственную атмосферу.

Педагогическая позиция, по Н.Е.Щурковой, имеет следующие характеристики: дистанционная («близко», «далеко»), уровневая («над», «под», «наравне»), кинестетическая («впереди», «сзади», «вместе»), эмпатийная («в», «вне»), содержательная («предметная», «отношенческая»).

Стили педагогического руководства деятельностью учащихся: авторитарный, демократический, либеральный. Демократический стиль характеризуется принятием личности каждого воспитанника, созданием условий для свободы выбора, мнений, развитием самоуправления учащихся.

Типы воспитательного взаимодействия: опека, диалог, сотрудничество, подавление, конфронтация, индифферентность, соглашение, дружеское расположение, дистанция, заигрывание, устрашение.

4. Функции классного руководителя

Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности.

Функции классного руководителя (по В.А.Сластенину): формирующая, коммуникативная, проектирующая, организационно-деятельностная, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая, методическая.

Обязанности классного руководителя:

- культурное обустройство жизнедеятельности учащихся класса;

- всестороннее изучение воспитанников и их семей;

- разъяснение и внедрение правил поведения;

- повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;

- создание коллектива, организация самоуправления учащихся;

- проведение классных часов и собраний;

- организация внеклассной деятельности;

- сотрудничество с детскими общественными организациями;

- работа с родителями;

- ведение классного журнала и личных дел учащихся.

Ведущие роли классного руководителя в работе с классом:

C «контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением занятий, поведением, дежурством, питанием; взаимодействие с родителями, индивидуальная работа с учащимися);

C «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе);

C «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися нравственных норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

C «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (внедрение культурных норм общения, быта, досуга; проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе);

C «социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий жизнедеятельности, общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

C «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, учит сотрудничеству, самоуправлению (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: