Соотношение понятий «воспитательная технология» и «методика воспитательной работы»

Формально между методическим и технологическим подходами к процессу воспитания нет противоречия. По мнению одних ученых, понятие методики воспитания шире понятия воспитательной технологии. Другие (Н.Е.Щуркова) достаточно широко трактуют понятие «воспитательные технологии», включая в него и педагогическую технику, последняя же предполагает овладение педагогом методикой воспитательной работы.

Методика изучает методы, приемы и средства педагогического взаимодействия, не выстаивая их в определенной логике, по определенному алгоритму. Технология отличается от методики именно своей алгоритмичностью и нацеленностью на определенный диагностируемый результат. Но при этом педагогическая технология не сводится к алгоритму как точной репродукции действий, так как учитывает и допускает в определенных пределах творчество педагогов и воспитанников.

Еще один подход к различению данных понятий рассматривает методику в большей степени как систему деятельности педагога. Технология наряду с деятельностью педагога описывает и деятельность самих учащихся. Кроме того, методика имеет «мягкий», рекомендательный характер, а технология более жестко предписывает определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которых может препятствовать достижению запланированных результатов. Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее, они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: