Тема 16. Методы самоанализа и профессионального самосовершенствования учителя

Вопросы

1.Понятия « педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование ».

2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника.

3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя

4. Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников.

1.Понятия «педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование».

Педагогический анализ позволяет глубоко проникать в сущность процессов взаимодействия субъектов, содействует упорядочению педагогической системы, переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.

Анализ воспитательного процесса позволяет определить:

-результаты педагогического процесса;

- целесообразность проводимой работы;

- факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

- эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса;

- достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

- неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы;

- пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Критический анализ и самооценка результативности воспитательной работы с младшими школьниками – условие ее успешности.

Профессиональное самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная деятельность учителя, которая способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством

самопознания и самосовершенствования (Г.М. Коджаспирова).

2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника

Компетентность – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, способность и обладание определенными умениями. Под профессиональной воспитательной компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности к осуществлению воспитательной деятельности.

По определению Н.Е.Щурковой, педагогическая техника - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздействия. Она выделяет четыре группы умений педагогической техники:

1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность и правильность речи, эмоциональная окрашенность и др.

2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, передвижения педагога по классу и др.

3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление, этическая (эстетическая, правовая…) выразительность.

4. Управление эмоциональным состоянием: снятие панического напряжения, саморегуляция, релаксация, аутотренинг, рефлексия, создание состояния катарсиса, творческого самочувствия, умение выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чувства.

Эти умения успешно развиваются в личном и коллективном тренинге, в повседневной педагогической практике при осмысленном отношении к ним педагога.

3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы профессионального образования учителя начальных классов. Одна из групповых форм организации работы по повышению теоретического и методического уровня воспитателей – методическая работа в школе. Индивидуальная форма – посещение курсов переподготовки и повышения квалификации.

Основной путь повышения педагогической культуры, совершенствования профессионального мастерства учителя начальных классов как воспитателя – самообразование и самоанализ результатов воспитательной деятельности (приложение 16).

4.Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников.

Передовой опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции воспитания, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах организации воспитательного процесса и достигающий оптимально возможных в конкретных условиях результатов.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта имеет целью выявление уровня решения воспитательных задач.

При этом следует учитывать следующие положения:

1. Изучение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций воспитания.

2. Распространять и внедрять надо не сам опыт, а идею, мысль, извлеченную из опыта.

3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комплексно с учетом реальных условий и проблем.

4. Введение нового опыта должно стимулировать творческую деятельность педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: