Вопросы
1.Понятия « педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование ».
2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника.
3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя
4. Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников.
1.Понятия «педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование».
Педагогический анализ позволяет глубоко проникать в сущность процессов взаимодействия субъектов, содействует упорядочению педагогической системы, переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.
Анализ воспитательного процесса позволяет определить:
-результаты педагогического процесса;
- целесообразность проводимой работы;
- факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
- эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса;
- достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;
|
|
- неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы;
- пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Критический анализ и самооценка результативности воспитательной работы с младшими школьниками – условие ее успешности.
Профессиональное самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная деятельность учителя, которая способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством
самопознания и самосовершенствования (Г.М. Коджаспирова).
2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника
Компетентность – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, способность и обладание определенными умениями. Под профессиональной воспитательной компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности к осуществлению воспитательной деятельности.
По определению Н.Е.Щурковой, педагогическая техника - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздействия. Она выделяет четыре группы умений педагогической техники:
1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность и правильность речи, эмоциональная окрашенность и др.
2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, передвижения педагога по классу и др.
|
|
3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление, этическая (эстетическая, правовая…) выразительность.
4. Управление эмоциональным состоянием: снятие панического напряжения, саморегуляция, релаксация, аутотренинг, рефлексия, создание состояния катарсиса, творческого самочувствия, умение выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чувства.
Эти умения успешно развиваются в личном и коллективном тренинге, в повседневной педагогической практике при осмысленном отношении к ним педагога.
3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя
Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы профессионального образования учителя начальных классов. Одна из групповых форм организации работы по повышению теоретического и методического уровня воспитателей – методическая работа в школе. Индивидуальная форма – посещение курсов переподготовки и повышения квалификации.
Основной путь повышения педагогической культуры, совершенствования профессионального мастерства учителя начальных классов как воспитателя – самообразование и самоанализ результатов воспитательной деятельности (приложение 16).
4.Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников.
Передовой опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции воспитания, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах организации воспитательного процесса и достигающий оптимально возможных в конкретных условиях результатов.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта имеет целью выявление уровня решения воспитательных задач.
При этом следует учитывать следующие положения:
1. Изучение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций воспитания.
2. Распространять и внедрять надо не сам опыт, а идею, мысль, извлеченную из опыта.
3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комплексно с учетом реальных условий и проблем.
4. Введение нового опыта должно стимулировать творческую деятельность педагогов.