Тема 13. Организация игровой деятельности младших школьников

1. Функции игры в развитии младшего школьника.

2. Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников.

4. Методика организации игры-путешествия.

5.Современные игровые технологии.

1.Функции игры в развитии младшего школьника

Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра развлекает, учит общаться со сверстниками, развивает познавательные интересы, все психические процессы, содействует самореализации, физическому развитию, выполняет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции. Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел). В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной, жизни, им часто удается в играх.

В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества воспитанников, интенсивно формируются

внутриколлективные отношения. Игры как формы воспитательной работы, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) при активном участии самих воспитанников. К формам-играм можно отнести: сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

2.Различные подходы к классификации игр. Структура игры.

Существует множество классификаций игр. Игры классифицируются по месту проведения (в помещении и на улице), наличию игрового оборудования (с предметами и без предметов), предметному содержанию (математические, литературные, музыкальные, исторические и др.), количеству участников (групповые, массовые). М.П.Осипова и И.А.Мельничук выделяют познавательные, сюжетно-ролевые (режиссерские, театрализованные) и подвижные игры.

В начальных классах используются сюжетно-ролевые игры, подвижные, игры-забавы, игры с трудовым содержанием, игры-драматизации, народные, спортивные, дидактические и др.

Структура игры как процесса:

- роли, взятые на себя участниками;

- игровые действия;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание).

3.Общие методические требования к организации игровой деятельности младших школьников

Методика руководства детской игрой предполагает:

А) выбор игры, приглашение в игру;

Б) подготовку необходимого оборудования и инвентаря;

В) распределение ролей (назначение на роль, по договоренности, по очереди, обсуждение кандидатур и др.);

Г) ознакомление с правилами игры;

Д) организацию игрового действия;

Е) завершение игры, подведение итогов.

Значительным воспитательным потенциалом обладают народные игры. Особенности организации белорусских народных игр раскрыты в приложении 14.

4.Методика организации игры-путешествия

Игры-путешествия как неотъемлемая форма работы с младшими школьниками может быть двух видов: воображаемое путешествие

(заочное) и реальное. Главная особенность игры-путешествия – наличие этапов, «станций» и коллективное (групповое) передвижение по ним с выполнением определенных заданий. Методика проведения реального путешествия по станциям включает три этапа: сбор-старт (элементы театрализации, постановка задач, разъяснение правил, получение командами маршрутных листов); этап передвижения и выполнения заданий; подведение итогов.

Важные методические требования: подготовка судей-конструкторов на станциях, оформление станций, равносильность команд по составу, оптимальная сложность содержания заданий, определение четких критериев оценивания групп, игровые приемы.

5.Современные игровые технологии

Игровая технология – целостное образование, имеющее определенные задачи, включающее последовательно игровые приемы и упражнения.

К современным игровым технологиям исследователи относят ролевые и деловые игры, игры с элементами ТРИЗ («Да-Нет», «Противоречие». «Наоборот», «Отгадай предмет»), интерактивные («Четыре угла», «Икебана», «Поменяйтесь местами», «Кейс», «Подари цветок» и др.)

Интерактивные игры развивают познавательный интерес, коммуникативные и поведенческие навыки, рефлексию, демократическую культуру. Принципы интерактивного взаимодействия:

-полилог (множество суждений);

-диалог (слышать, слушать друг друга, взаимодействовать);

-мыследеятельность (не просто трансляция знаний, а мыслительная активность);

-смыслотворчество (у каждого участника взаимодействия свой индивидуальный смысл);

-саморазвитие;

- рефлексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: