Тема 4. Типология и содержание форм внеурочной работы
Цели: закрепление знаний сущности и классификации форм воспитательной работы; отработка умений организации форм воспитательной работы в начальных классах: классного часа, конкурса, викторины.
Практические задания
1.Составить структурно-логическую схему «Понятие и классификации форм воспитания» (приложение 4).
2.В микрогруппах заполнить таблицу «Методика организации традиционных форм воспитательной работы в начальных классах» (приложения 6, 8,12)
Воспит.задачи | Методич.требования | Типичные недостатки | |
Конкурс | |||
Утренник | |||
Этическое занятие |
3. Организовать взаимообучение (технология КСО) по усвоению общего алгоритма методики проведения воспитательного мероприятия.
4.Проанализировать письменно методическую разработку воспитательного мероприятия (конкурса и утренника) и обсудить в микрогруппах (приложение 16).
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте понятие «форма воспитания», приведите классификации форм воспитания (по содержанию, количеству участников, субъекту организации, продолжительности).
2.Воспроизведите в виде схемы общий алгоритм методики проведения воспитательного мероприятия: выбор формы и целеполагание; этап подготовки; этап проведения мероприятия; финальная часть.
3. Каковы задачи, основные методические требования к проведению конкурсной программы?
4. Каково воспитательное значение театрализованной деятельности?
5. Назовите формы и педагогические условия организации театрализованной деятельности младших школьников.
Литература:4;15;24;32;35;38
Тема 6. Методика организации коллективной творческой деятельности младших школьников
Цели: усвоение теоретических основ методики КТД, ее истоков и особенностей применения в современных условиях; отработка умений организации коллективно-творческого дела.
Практические задания
1.Ознакомиться с книгой И.П.Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» и написать краткую аннотацию.
2.Составить в микрогруппах структурно-логические схемы «Основные характеристики и виды КТД», «Шесть стадий КТД» (приложение 10).
3.В форме деловой игры провести: сбор-старт, заседание совета дела.
4.Организовать в группе деловую игру по методике КТД (на примере дел «Эстафета любимых занятий», «Сказка-эстафета», «Турнир-викторина»)
5.Провести анализ и рефлексию проведенной игры.
9.Как осуществляется планирование воспитательной работы по тематическим периодам?
Литература:2;4;6;16;18;24;32
Тема 13. Организация игровой деятельности младших школьников
Цели: закрепление знаний о функциях игры, ее видах, методике
организации; отработка умений составления игровой программы для младших школьников, организации игры-путешествия.
Практические задания
1. На основе одной из классификаций игр составить структурно-логическую схему «Игра и ее роль в воспитании младших школьников».
2. В микрогруппах разработать и защитить игровую программу для учащихся начальных классов.
3. В форме деловой игры представить фрагмент игры-путешествия (реального или воображаемого); предложить и провести игру с элементами ТРИЗ (или интерактивную игру).
4. Провести анализ и оценку организации игр.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите функции игры.
2. Приведите примеры использования игры как средства, метода, приема,
формы воспитания.
3. Воспроизведите основные методические требования к организации подвижной игры.
4. В чем особенности использования белорусской народной игры в воспитательной работе с младшими школьниками?
5. Сформулируйте цели и раскройте особенности использования в начальных классах современных игровых технологий.
Литература:2;4;6;8;26;27
Тема 14. Формы и методы работы учителя с семьями учащихся
Цели: усвоение педагогических основ взаимодействия с родителями; закрепление знаний о современных технологиях и культуре педагогического взаимодействия с семьей ученика; отработка умений подготовки и проведения родительского собрания.
Практические задания
1. Составить план и предложить нестандартную форму проведения родительского собрания.
2. Подобрать и обсудить в микрогруппах педагогические ситуации по проблеме взаимодействия учителя с родителями.
3. Составить структурно-логическую схему «Технология контактного взаимодействия с родителями».
4. В форме деловой игры разыграть: первое посещение семьи; фрагмент индивидуальной беседы с родителями.
5. Провести анализ и оценку проведенных фрагментов.
6. Организовать дискуссию на тему «Конфликт с родителями: кто виноват и что делать?».
7. Выполнить письменный анализ методической разработки родительского собрания в начальных классах.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы особенности и типология современной семьи?
2.В чем сущность понятия «взаимодействие»?
3.Назовите задачи педагогического взаимодействия школы и семьи.
4.Перечислите групповые, индивидуальные и коллективные формы
взаимодействия с родителями.
5.Какие формы педагогического взаимодействия с семьей являются приоритетными в современных условиях и почему?
6.От чего зависит эффективность проведения родительского собрания?
Литература:23;24;25;29;35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1