Количество товаров в стране увеличилось в три раза, цены на товары — в два раза.
Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в два раза?
Для того чтобы решить эту достаточно простую задачу, студент должен применить формулу из курса «Экономика», которая показывает связь между массой денег в обращении в макроэкономике, с одной стороны, и количеством товаров в стране, ценами на них и скоростью обращения денег — с другой (например, формула И. Фишера). Такой же подход в основном применяется и в отношении алгоритма решения других задач курса.
Условия тестов и задач (номера заданий по темам) доводятся преподавателем до студенческой аудитории непосредственно на практическом занятии. Аудитории может быть предложен один или несколько вариантов заданий. Оценки выставляются в баллах – по общему количеству верных и неверных ответов по каждому вопросу в задании: каждому верному ответу присваивается один балл (условный плюс «+»), каждому неверному - также один балл (условный минус «-»). В итоге получается соотношение верных и неверных ответов. Например, 71/15. Это означает, что студент получил 71 «плюс» и 15 «минусов». Такая дифференциация дает более точную картину для оценки знаний и умений, показанных студентами при выполнении аудиторной контрольной работы, чем традиционная четырехбалльная система.
Экзамен проводится в устной форме, в экзаменационном билете два теоретических вопроса (перечень вопросов для подготовки к экзамену приводится ниже), ответ оценивается по четырехбалльной системе: от оценки «отлично» до оценки «неудовлетворительно».
ПЛАНЫ проведения практических занятий
Тема 1. Экономика и ее роль в обществе.
Предмет и методология экономики как науки (2 час.)
Вопросы
1. Экономика и ее роль в жизни общества. Главная функция экономики. Место и роль человека в современной экономической системе.
2. Характеристика стадий движения продукта труда.
3. Потребности и производство, их соотношение. Закон возвышения потребностей. Блага и их классификация. Потребности и ресурсы. Экономический выбор.
4. Факторы производства: характеристика различных подходов.
5. Понятие экономической системы. Стадии развития производства и его современная структура.
6. Соотношение экономики, политики, права.
7. Что изучает экономическая теория? Ее роль в познании объективной действительности.
8. Экономические отношения: понятие и система.
9. Экономические категории и экономические законы. Функции экономической науки.
10. История зарождения и главные этапы развития экономической теории. Основные направления экономической мысли.
11. Методы исследования экономической действительности.
12. Экономические основы анализа правовых феноменов.
Темы докладов [1]
1. Человек в экономической системе. Проблема реализации естественных прав человека в экономике.
2. Теория потребностей, экономическая деятельность и преступное поведение.
3. Потребности и ресурсы. Экономический выбор.
4. Факторы производства и их характеристика.
5. Понятие и виды экономических систем. Структура современного производства.
6. Соотношение экономики, права и политики. Взаимная связь и обусловленность экономических и правовых отношений.
7. Воздействие правовых норм на хозяйственное развитие общества.
8. Роль прокуратуры и других правоохранительных органов в становлении правовой экономики.
9. Система экономических отношений: характеристика и роль в развитии общества.
10. Экономические законы, их познание, применение в хозяйственной политике и учет в практике законотворчества.
11. Развитие экономической теории: характеристика главных этапов.
12. Ученые-экономисты — выдающиеся представители либерального течения экономической мысли (либо любого иного направления по выбору студента).
13. Марксистское экономическое учение и практика хозяйствования в странах социализма: суд истории.
14. Методы, применяемые в экономической теории для исследования и познания хозяйственных процессов и явлений.
15. Особенность экономического подхода к анализу правовых феноменов.
Тема 2. Собственность. Типы организации хозяйства.