Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.
Приименная часть бывает:
1) отвлеченная: глагол быть (в значении 'являться', а не 'находиться' или 'иметься'), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме:
Он студент / был студентом.
2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:
Он оказался студентом.
Она казалась усталой.
3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:
Мы вернулись домой усталые.
Он работал дворником.
Он жил отшельником.
Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.
Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.
Однословное выражение именной части:
1) существительное в падежной форме, чаще в И. п. / Т. п.:
Он дворник / был дворником.
Юбка была в клетку.
2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:
Слова его были глупы.
Он стал выше отца.
Он самый высокий в классе.
3) полное или краткое причастие:
Письмо не было распечатано.
4) местоимение:
Этот карандаш мой!
5) числительное:
Он был восьмым в очереди.
6) наречие:
Разговор будет начистоту.
Мне было жаль старика.
Неоднословное выражение именной части:
1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:
а) слово с количественным значением + существительное в Р. п:
Мальчик был пяти лет.
б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла):
Он лучший ученик в классе.
2) фразеологизм:
Он был притчей во языцех.
Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части;
Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола:
Она хотела казаться усталой;
Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
2.Как в данном фрагменте проявляется конфликт между романтическим и прозаическим (реалистическим) мировоззрением? Каким авторам русской и зарубежной литературы подражает в своем письме Мария Горбатова? Проиллюстрируйте свою точку зрения анализом приведенного фрагмента.
романтическое Мария Горбатова, романтический мир стал бытом, привычкой, штампом. Желтые цветы, ленточка, цветок в книге(вещественные знаки, невещественных отношений)высокий стиль(погроб жизни буду помнить; обрекла себя незамужнюю жизнь, никто не запретит вспоминать сии блаженные времена).жертвенность (незамужняя)осталось в прошлом не изменилась.
Прозаическая. Дядя – практик, реалист.
Реализм
Ирония в ремарках. (Пропуск строки, финал). Горбатова ирония для Петра она старая дева. Петр – камень, письмо для него полузабытое далекое прошлое. Русские писатели. Жуковский «Рыцарь Тогенбург», Пушкин «сожженное письмо», Храни меня мой талисман и Цветок, Лермонтов «Расстались мы но твой потрет», Новалис (Рыцарские романы и куртуазные лирики).
3.
4. Составьте план повторения в старших классах темы «Главные члены предложения. Сказуемое». Какие предложения из текста вы используете.