Билет №28 служебные части речи. Их роль в тексте

Части речи можно разделить на:

· Знаменательные

· Служебные:

характеризуются рядом существенных признаков, ими же они отличаются от знаменательных. Признаки:

1. Они не обладают номинативной ф-цией, то есть не служат для обозначения предметов, явлений, признаков, процессов и т.д.

2. В связи с этим они не являются членом предложения.

3. Они являются морфологически нерасчленимыми, то есть у них не разграничивается Л. З. и Г. З.

4. У них отсутствует синтаксическая и семантическая самостоятельность (чаще всего они безударные).

Т. о., служебные слова очень близки к аффиксам.

К ним относятся:

- предлоги:

служебные ч.р., выражающие совместное с формами косвенных падежей зависимое положение сущ. (местоимения, числит) от тех или иных слов предложения. Они осуществляют синтаксическую связь между членами пр-я и служат для выражения разнообразных отношений к предметам в широком понимании со стороны действий (подъехали к дому), других предметов (лицо в веснушках), признаков (красный от жары).

Первообразные (немотивированные): без, до, для, от, по, за, из-за и т.д.

Производные

А) наречные: вдоль, вокруг, мимо, напротив, позади

Б) отыменные: ввиду, вследствие, насчет, в течение, по причине

В) отглагольные: благодаря, включая, спустя

- союзы:

Служебная ч.р., выражающая отношения между членами пр-я, частями сложного пр-я и отдельными пр-ями в составе связного текста.

По структуре:

А) простые (из одного слова): что, чтобы, как, будто, словно

Б) составные (два или более слов): потому что, так как, с тех пор как, по мере того как

По употреблению:

А) одиночные (неповторяющиеся): а, но, зато, однако

Б) повторяющиеся: и..и, или..или, то..то

В) двойные: если…то, хотя…но, так..как то, не только…но и

- частицы:

служебные ч.р., которые придают дополнительные смысловые, модальные, эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам или служат для выражения различных грамматических отношений.

Модальные:

А) вопросительные: ли, неужели, разве

Б) восклицательные: как, что за

В) ограничительные: только, лишь

Г) указательные: вот, вон

Д) усилительные: ни, ведь, все-таки, даже, же

Е) уточнительные: именно, как раз

Ж) отрицательные: не

Формообразующие:

А) для образования возвратных глаголов: ся, сь

Б) для образования неопределенных местоимений: то, нибудь, либо, кое

В) для образования форм повелительного наклонения: пусть, пускай, да

Г) для образования сослагательного наклонения: бы

- междометия:

Служебные ч.р., служащие для выражения эмоций и волеизъявлений.

По значению:

А) эмоциональные (выражают чувства радости, печали, удивления и т.д.): о! ой! Ох! Ура!

Б) повелительные (имеративные) (выражают волеизъявление): айда! Стоп! Марш!

По происхождению:

а) первообразные: А! Ух! Ба! Ого!

б) производные

2. Образ эпохи в поэзии Юрия Кузнецова. Способы его создания в предложенном стихотворении.

Юрий Кузнецов вошел в литературу как создатель поэтических воспоминаний (поэмы, стихи) о войне, не виденной своими глазами, но вошедшей в детскую сиротскую память. В «военной» лирике прослеживается непривычно жесткий тон поэта, с каким он противопоставляет гибель солдат страданиям их осиротевших детей. Мысль поэта о мироздании начинается с жестокого ощущения: «…с войны начиналось». Развивая свой взгляд на мир, он приходит к выводу, что все, относящееся к личному, сопряжено с такими понятиями, как «никогда», «никто», «ничто», безжалостно напоминающих об уничтожении. Ни в любви, ни в вере, ни даже в искусстве поэт не находит опоры: слишком тонка оболочка, отделяющая человека от мертвящего хаоса. Именно хаос взрыва является определяющим начало поэзии Кузнецова.

Кузнецов возводил истоки своей поэтической системы к глубинам национального мифа, этой связью объясняя и свою образность, и свою этику. Именно этическая позиция поэта вызвала много нареканий со стороны критиков. Кузнецов обращается к доличностным, донравственным пластам человеческого сознания. Каждый его образ стремиться к символу, каждое стихотворение – к притче. Центральный закон поэтического мира К. – метаморфоза (предметы и явления меняют привычные очертания). Его лирический герой – исключительный человек-одиночка, бескомпромиссный в своей жизненной позиции: жесткая оппозиция свое/чужое, здесь/там, поэт/толпа.

В данном стихотворении образ эпохи осмысляется как время приближения антихриста. Слово «Дурак» осмыслено по-другому. Теперь оно не обозначает самого умного героя многочисленных русских сказок, а наполняется зловещим смыслом. В стихотворении создается не столько образ природы, сколько образ Родины. Россия предстает спящей царевной, просыпающейся во тьме, то есть остающейся слепой. Поэт показывает конец времен, апокалипсическая эпоха.




double arrow
Сейчас читают про: