Билет №29 однородными членами предложения

1. Понятие об осложненном простом предложении. Однородные члены предложения. Проиллюстрируйте свое ответ примерами из текста.

Осложненным называется простое предложение, имеющее в своем составе:

· Однородные члены предложения

· Обособленные члены предложения

· Вводные конструкции (вводные слова и предложения)

· Вставные конструкции

· Обращения

Однородными членами предложения называются члены предложения, которые:

· Выполняют одинаковую синтаксическую ф-цию в пр-нии.

· Связаны с одним и тем же общим для них членом (детерминантом), по отношению к которому играют одинаковую смысловую роль, что подтверждается возможностью подставить к ним один и тот же вопрос.

· Произносятся с интонацией перечисления.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Они м.б. как распространенными, так и не распространенными. М. иметь одинаковое морфологическое выражение, а м.б. морфологически разнородными.

Не рассматривается наличие однородных членов:

· При повторении одного и того же слова с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака («Зимы ждала, ждала природа»).

· В цельных выражениях фразеологического характера (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех)

· При повторении слова с частицей НЕ (волк не волк, а что-то страшное; хочешь не хочешь, а надо).

Для связи однородных членов предложения употребляются сочинительные союзы:

· Соединительные (и, да=и, ни…ни)

· Противительные (а, но, однако, зато)

· Разделительные (или, либо, то…то)

· Двойные сопоставительные (не только, но и) Определения считаются однородными, если:

· Обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны (розовые, желтые, зеленые шары)

· Объединяются каким-либо общим признаком (крупные, дутые бусы)

· Сначала идет одиночное определение, а потом обособленное (маленький, уже тронутый осенью сад)

· Есть смысловая градация, то есть каждый последующее определение усиливает выражаемый признак.

В остальных случаях определения неоднородны.

2. Традиции и новаторство в поэзии Николая Рубцова.

Ноколай Рубцов относится к представителям т.н. тихой поэзии, которая противопоставлена эстрадной, поэзии шестидесятников. Рубцов в своем творчестве ориентировался на тютчевско-есенинскую линию в русской поэзии. В последние годы своей жизни он не расставался с томиком Тютчева, но писал совсем иначе. Для него была очень важна тютчевский образ – человек перед лицом мироздания, душа и вселенная. Тютчев – это не влияние, формально понятое, к нему поэта влекли общие ощущения и общий взгляд на мир. Чтобы понять себя, Р.оглядывался на чужой опыт. Помимо Тютчева и Есенина, для него были важны еще Блок и Хлебников. Их имена он называл в своих стихотворениях.

Для Рубцова природа – источник гармонии в мироздании. Причастность к этой гармонии – идеал поэта. Родина для него – это прежде всего сельская Россия, с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Ощущение неразрешимости противоречия между городом и деревней. Недоверие к цивилизации.

Лирика поэта очень музыкальна: наследование фольклорных традиций, отчасти усвоенных им через лирику Есенина. Недаром некоторые из его стихов стали народными песнями («В горнице», «Букет»). Разговорные, просторечные словавстречаются лишь органическими вкраплениями, в отличие от стилизаций под фольклор.

Билет

1. Понятие об осложнённом простом предложении. Однородные члены предложения. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Простое предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,

2) обособленными членами,

3) вводными и вставными конструкциями,

4) обращениями.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

Синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической позиции, а последнее возможно лишь при объединении сочетающихся словоформ в сочинительный ряд. Следовательно, однородными являются члены предложения, связанные сочинительными отношениями и занимающие одинаковую синтаксическую позицию в предложении.

В ряду однородных членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга при условии, однако, их логической и лексической сопоставимости. Такие члены предложения связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями. Вместе с тем однородные члены объединяются одинаковым синтаксическим отношением к одному и тому же члену предложения. Последнее может проявляться в их соподчиненности, т.е. в параллельной зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.) (наслаждался трудом, успехом, славой; трудами и успехами друзей). Такая подчинительная связь обнажает однородность, подчеркивает ее. Однако соподчиненность - отнюдь не обязательное свойство однородных членов предложения: вряд ли правомерно, например, считать соподчиненными однородные подлежащие, так как они не подчинены никакому члену предложения. Трудно обнаружить и их подчиненную роль по отношению к сказуемому: связь подлежащего со сказуемым - взаимообусловленная, координирующая.

В качестве характерного признака однородных членов часто называют их одноименность, одинаковость синтаксической функции. Для синтаксической однородности это действительно важно. Однако этот принцип оказывается не всеобщим для сочинительных рядов словоформ. Сочинительные связи могут характеризовать словоформы, выполняющие разные синтаксические функции. Функционально не однозначны, например, следующие словоформы: Поздняя и незаметно, без грома, без слез, весна перешла в смутное душное лето (Эренб.); Довольный, но чуть-чуть робея, в гвардейский полк приедет он (Шип.). Частная разноименность обнаруживается и в предложении: А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.), где обстоятельственная функция конкретизируется в одном случае качественной характеристикой, а в другом - временной. Так же в предложениях: Эта бессмертная трагедия экранизировалась 16 раз на разных континентах и в разные времена (время и место); Когда и как построен Эрмитаж (время и способ действия). Разноименность обнаруживается и в предложениях: Через несколько минут мы уже ехали небольшой рысью и по грязной дороге (Акс.); Впереди и намного обогнав остальных, шествовал знакомый мне студент Станислав Жуковский (Л. Усп.); Они действуют словно «по щучьему велению»: точно и в нужный момент изменяют параметры резания (газ.); Как могла такая пожилая женщина оказаться здесь в столь поздний час и совсем одна? (газ.). Больше того, возможны случаи, когда одноименные члены предложения не являются однородными, даже если они одинаково связаны с общим для них третьим членом, например, два обстоятельства места или времени при одном и том же сказуемом все-таки неоднородны, если они по отношению друг к другу не обнаруживают логической однозначности или лексической сопоставимости: Зимой по вечерам мы часто собирались в кругу друзей (здесь обстоятельства со значением общего и частного) (ср.: Зимой, летом, весной и осенью мы часто собирались...). Одноименность членов предложения не сообщает им однородности также при структурно-синтаксической неодинаковости: У меня со здоровьем плохо (два дополнения - одно субъектное, другое объектное). Особенно показательны в этом отношении определения: здесь может быть и одинаковость функции, и контактность расположения, и даже подчиненность третьему слову - и вместе с тем отсутствие однородности: Высокие кирпичные дома; Толстые каменные стены.

На однородность как явление синтаксическое не влияет и морфологический характер членов предложения. Однородными могут быть члены, по-разному выраженные, например: Покровское было променяно на другое имение, гораздо более доходное, но некрасивое и без усадьбы (Т.); Счастье Никите Иванычу представлялось в виде молодой, свежей, с румянцем на щеках подруги (Сераф.); Она слушала его со страхом и жадно (М. Г.); Проговорив свою речь раздельно и с комической важностью, сотский подмигнул публике (М. Г.); Он весь раскрылся перед нами мгновенно, но в полном блеске (Сол.)!

Итак, чтобы стать однородными, члены предложения должны оказаться в сочиненном ряду, т.е. вступить друг с другом в синтаксические отношения перечислительные, сопоставительно-противительные или разделительные, а это возможно при логической однозначности сочетающихся слов и их лексической сопоставимости. Однородные члены предложения занимают одинаковую синтаксическую позицию.

Не случайно, например, в качестве практического приема выявления однородности определений (да и других однородных членов) часто предлагается вставить союз и между ними, такой прием помогает установить наличие сочинительной связи.

Значит, одноименность членов предложения, их соподчиненность, одинаковый способ выражения - все это возможные, более типичные или менее типичные, свойства однородных членов, но свойства, не определяющие их логико-синтаксического существа. Сочинительная связь и одинаковость синтаксической позиции возможны лишь между членами предложения, логически однозначными и лексически сопоставимыми, именно поэтому в построениях типа Выяснить все формы и трудности этой работы; Огурцы, помидоры, овощи продаются напротив; Большой выбор конфет, кондитерских изделий, вин и фруктов усматривается стилистико-грамматическая дефектность, а предложения типа...Выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Т.); Маленький сквер в центре занят пенсионерами, детьми и осенью (Г. Малт.); У нее были великолепные саквояжи и рыжие волосы (Грин) возможны лишь в художественной литературе при определенном стилистическом задании и абсолютно неприемлемы в нейтральном стиле. Слова-понятия, лексически далекие друг от друга, могут иногда объединяться в однородном ряду и в публицистике: при необходимости подчеркнуть их контрастность. Однако и в этом случае налицо стилистическое задание.

Однородными членами нельзя считать: а) слова, повторяющиеся с целью усиления: Еду, еду в чистом поле (П.); И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой (Л.); Ждал, ждал и вот - в мертвейший час ночи сызнова заработали звуки (Наб.); б) части фразеологизированных сочетаний: ни свет ни заря; ни взад ни вперед; ни рыба ни мясо; ни то ни се и т.д., передающих общее значение неопределенности, а также с другими значениями: о том о сем (поговорить); в) сочетания глаголов, выступающих в роли единого сказуемого: Взял да и сделал, что обещал; Пойду посмотрю, чем занимаются дети; Возьму и скажу свое мнение; Сядь посиди со мной. Примеры: Я забегу возьму рукавицы (Г.); Зайду проведаю (Л. Т.); Пойду доложу (Казак.); Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит. Нет поблизости ни одной деревеньки (Сол.).

Не усматривается однородность и в сочетаниях типа Читатель и книга; Горький и литература; Достоевский и современность; Синтаксис и его предмет; Чехов и русский язык. Такие замкнутые ряды слов дают наименование предмета или явления в его отношении к другому предмету, явлению.

2.Традиции и новаторство в поэзии Николая Рубцова. Продемонстрировать на предложенном стихотворении.

Первая линия это Есенинская традиция – пейзажная лирика. «музыкальное ощущение любви и природа» Лосев о Рубцове.

Использует рефрены, повторы: стиховые, пейзажные детали, образы женщины, скрипки. Голос женщины мы воспринимаем не как слова, а как песню. Катарсисный финал призыв к молчанию, нет нравоучением написано ямбом.

У Есенина музыкальность иного свойства. У Рубцова сплав Есенинского и Тютчевского.

Традиции Р.: 1) тема крестьянского дома и русс. Природы.2) взгляд обращен в произ-ях: оч.редко к городу, чаще-к селу и открытому природн. Пространству.

Стих-е элегия.3) элегический образ сельского кладбища(Жук)4) теряющий свой постоянный образ деревня (Есенин Сорокоуст), предчувствует гибель деревни, связано с индустриализацией.5) образ дороги, пути.6) тема поэта и поэзии.7)пейзажная лирика. Лосев:музыкальное ощущение любви и природы.

Новаторство: 1) Россия уже не уходящая (Есенин),а ушедшая. 2) спокойное принятие смерти, обыденное.3) стихия – ветер – пробуждает спящую в природе память истории.4) Тютчев + Есенин.

Ямб, перекрестная рифма, поддерживает эмоц.план

Билет.

1. Сказуемое как член предложения. Типы сказуемых. Ответ проиллюстрируйте примерами из текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: