Знакомство с разновидностями сложносочиненных предложений целесообразно начинать с чтения параграфа. По ходу работы учащиеся указывают, к какой группе относится сочинительный союз в каждом предложении, определяют смысловое значение предложений и объясняют знаки препинания.
Разбор предложений можно завершить обобщающими вопросами.
1. Какими группами сочинительных союзов связываются предложения в составе сложносочиненных? Учитель должен помочь учащимся сформулировать правильный ответ. Поскольку анализировались конструкции, состоящие из двух частей, в ответе обязателен союз или (предложения связываются соединительным! союзом, пли противительным, пли разделительным), который указывает, что и предложении, состоящем из двух частей, возможен союз только одной какой-либо группы.)
2. Какие смысловые значения можно выразить и форме, сложносочиненного предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)?
3. Какое место в предложении занимает большинство сочинительных союзок?
|
|
4. Какие союзы стоят внутри простых предложений, входящих в состав сложносочиненных?
5. В каких.сложносочиненных предложениях употребляются повторяющиеся союзы?
6. Сформулируйте правило о знаках препинания в сложносочиненных предложениях.
Признаки сложносочиненных предложений 1. Предложения, входящие в их состав, связываются сочи- нительным союзом; а) соединительным (и, да, ни -—ни, тоже, также), или б) противительным (а, но, да, зато, же), или в) разделительным (или, либо, не то — не то, то ли — то ли) 2. Выражают: а) явления, происходящие одновременно, или б) явления, следующие одно за другим, или в) явления противопоставительные, или г)причину и следствие, или д) возможность одного явления из названных, или е) чередование явлений. |
После такого анализа можно вместе с учащимися составить таблицу признаков сложносоч.предложений.
сложносочиненных предложении, что, в свою очередь, не только расширяет синтаксический кругозор учащихся, по и является необходимом базой для развития их речи. Знание союзов м их значении помогает строить предложения заданной семантики или выражать смысловые отношения при письме. Зная союзы, легче установить границы простых предложении внутри сложносочиненного, а это будет способствовать усвоению пунктуации.
Сами учащиеся под руководством учителя, мера участия которого определяется подготовленностью класса, могут составить такую таблицу.
Вначале учащиеся устно перечисляют смысловые значения, которые выражаются сложносочиненными предложениями с соединительными союзами, потом — с противительными и разделительными. Затем записывают союзы и выражаемые ими смысловые значения. Сильным ученикам можно поручить самостоятельно составить такую таблицу на доске.
|
|
Следует обратить внимание учащихся на многозначность союзов И-ДА. С этой целью учитель задает вопрос: какие сочинительные союзы служат для выражения нескольких смысловых значении?
Союзы, которые используются для выражения различных смысловых значений в сложносочинённых предложениях
Выражаемое смысловое значение | Союзы, служащие для выражения этих значений |
1. Одновременность | И, да, ни-ни, тоже, также |
2. Последовательность | И |
3.Причина и следствия | И |
4. Противопоставление | А, но, да, однако, зато, же |
5.Возможность одного явления из названных | Или, либо, не то-не то, то ли- то ли |
6. Чередование явлений | То-то |