Структура и содержание темы «Сложносочинённое предложение» в школе. Постройте фрагмент первого урока названной темы. Назовите тип, этап урока, сформулируйте цели

Знакомство с разновидностями сложносочиненных предложе­ний целесообразно начинать с чтения параграфа. По ходу работы учащиеся указывают, к какой группе относится сочинительный союз в каждом предложении, определяют смысловое значение предложений и объясняют знаки препинания.

Разбор предложений можно завершить обобщающими вопро­сами.

1. Какими группами сочинительных союзов связываются предложения в составе сложносочиненных? Учитель должен помочь учащимся сформулировать правильный ответ. Поскольку анализи­ровались конструкции, состоящие из двух частей, в ответе обязателен союз или (предложения связываются соединительным! союзом, пли противительным, пли разделительным), который указывает, что и предложении, состоящем из двух частей, возможен союз только одной какой-либо группы.)

2. Какие смысловые значения можно выразить и форме, слож­носочиненного предложения с соединительными союзами (раз­делительными, противительными)?

3. Какое место в предложении занимает большинство со­чинительных союзок?

4. Какие союзы стоят внутри простых предложений, входящих в состав сложносочиненных?

5. В каких.сложносочиненных предложениях употребляются повторяющиеся союзы?

6. Сформулируйте правило о знаках препинания в сложносочиненных предложениях.

Признаки сложносочиненных предложений 1. Предложения, входящие в их состав, связываются сочи- нительным союзом; а) соединительным (и, да, ни -—ни, тоже, также), или б) противительным (а, но, да, зато, же), или в) разделительным (или, либо, не то — не то, то ли — то ли) 2. Выражают: а) явления, происходящие одновременно, или б) явления, следующие одно за другим, или в) явления противопоставительные, или г)причину и следствие, или д) возможность одного явления из названных, или е) чередование явлений.

После такого анализа можно вместе с учащимися составить таблицу признаков сложносоч.предложений.

сложносочиненных предложении, что, в свою очередь, не только расширяет синтаксический кругозор учащихся, по и является не­обходимом базой для развития их речи. Знание союзов м их значении помогает строить предложения заданной семантики или выражать смысловые отношения при письме. Зная союзы, легче установить границы простых предложении внутри сложносочинен­ного, а это будет способствовать усвоению пунктуации.

Сами учащиеся под руководством учителя, мера участия ко­торого определяется подготовленностью класса, могут составить такую таблицу.

Вначале учащиеся устно перечисляют смысловые значения, которые выражаются сложносочиненными предложениями с со­единительными союзами, потом — с противительными и раздели­тельными. Затем записывают союзы и выражаемые ими смысло­вые значения. Сильным ученикам можно поручить самостоятельно составить такую таблицу на доске.

Следует обратить внимание учащихся на многозначность союзов И-ДА. С этой целью учитель задает вопрос: какие сочи­нительные союзы служат для выражения нескольких смысло­вых значении?

Союзы, которые используются для выражения различных смысловых значений в сложносочинённых предложениях

Выражаемое смысловое значение Союзы, служащие для выражения этих значений
1. Одновременность И, да, ни-ни, тоже, также
2. Последовательность И
3.Причина и следствия И
4. Противопоставление А, но, да, однако, зато, же
5.Возможность одного явления из названных Или, либо, не то-не то, то ли- то ли
6. Чередование явлений То-то

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: