Введение. Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции.13

Оглавление

Введение..................................

ГЛАВА 1

Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции......................13

1.1. Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека................13

1.2. Периферический речевой аппарат............28

1.2.1. Органы дыхания, голоса и система резонаторов.....................29

1.2.2. Артикуляционный отдел.............34

1.3. Психофизиологические механизмы звукопроизношения....................38

1.4. Психофизиологические механизмы просодической стороны речи...................

1.5. Общие неврологические механизмы параличей.... 43

ГЛАВА 2

Дизартрии у взрослых лиц.....................48

2.1. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц.......................48

2.1.1. Бульварная форма дизартрии...........49

2.1.2. Псевдобульбарная форма дизартрии.......57

2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии......... 63

2.1.4. Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия......................65

2.1.5. Корковая дизартрия................67

2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации.........71

ГЛАВА 3

Дизартрии у детей.........................76

3.1. Онтогенез психомоторной и речевой деятельности........................76

3.2. Детский церебральный паралич.............94

3.2.1. Классификация детских церебральных параличей......................95

3.3. Дизартрии у детей....................106

3.4. Формы дизартрии у детей................112

3.4.1. Спастико-паретическая форма дизартрии.....................112

3.4.2. Гиперкинетическая форма дизартрии.....119

3.4.3. Атонически-астатическая форма

дизартрии.....................121

3.5. Степени выраженности дизартрии у детей......123

3.5.1. Анартрия у детей.................123

3.5.2. Минимальные проявления дизартрии.....124

ГЛАВА 4

Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией....................136

4.1. Общие черты психического развития детей сДЦП..........................136

4.2. Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией.... 141

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности..........143

ГЛАВА 5

Методики обследования детей и подростков с дизартрией............................156

5.1. Логопедическое обследование.............157

5.1.1. Изучение анамнестических сведений.....157

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата......................159

5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры...................160

5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.....161

5.1.5. Обследование просодической стороны речи...................162

5.1.6. Обследование фонематического восприятия.....................163

5.1.7. Обследование чтения и письма.........163

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций... 164

5.2.1. Исследование динамического праксиса.... 166

5.2.2. Исследование пространственного праксиса... 167

5.2.3. Исследование конструктивного праксиса... 167

5.2.4. Исследование праксиса позы руки....... 167

5.2.5. Исследование психомоторного профиля... 168

5.2.6. Изучение чувства ритма............. 169

5.3. Психологическая диагностика............. 173

ГЛАВА 6

Основные направления комплексной реабилитации детей и подростков с дизартрией....................175

6.1. Принципы реабилитации детей с дизартрией.... 177

6.2. Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста..................178

6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук................... 179

6.2.2. Развитие дыхательной функции и голоса.. 180

6.2.3. Коррекция фонетической стороны речи.... 181

6.2.4. Развитие словаря и грамматического

строя речи....................181

6.2.5. Развитие сенсорных и психических функций.. 181

6.3. Специализированная коррекционная работа с младшими школьниками с дизартрией, обучающимися в общеобразовательной школе... 182

6.4. Специализированная комплексная коррекционная работа с подростками с дизартрией..........183

ГЛАВА 7

Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией.......................184

7.1. Упражнения для устранения гиперсаливации.... 184

7.2. Затормаживание гиперкинезов............184

7.3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа.. 185

7.4. Развитие дыхания....................189

7.5. Развитие артикуляционной моторики........193

7.6. Методика развития движений в лучезапястных суставах.........................195

7.7. Развитие ручной умелости...............202

7.8. Развитие тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием игровых приемов....................207

7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики пальцев рук у младших школьников с дизартрией.......................216

7.10. Активизация невербальных способов общения... 227

7.11. Миогимнастика.....................227

7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией......228

7.13. Развитие интонационной выразительности речи... 239

7.14. Методика каллиграфотерапии.............241

7.15. Развитие звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи.............244

ГЛАВА 8

Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков.......................249

8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП...........................249

8.2. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности................250

8.3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерапия..............254

8.3.1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии..............257

8.3.2. Специализированные приемы арттерапии... 259

8.4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией.......................260

ГЛАВА 9

Профилактика дизартрии у детей................264

9.1. Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей..............264

9.2. Вторичная профилактика...............269

9.3. Третичная профилактика...............270

ГЛАВА 10

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»... 272

10.1. Организация деловых игр...............273

10.2. Схема анализа логопедического занятия.......274

10.3. Задания для самостоятельной работы студентов....................276

Глоссарий...................... 279

Литература.............................

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Научная разработка проблемы дизартрии в отечествен­ной логопедии связана с именами известных неврологов, пси­хиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее не­врологическим, логопедическим и психологическим аспекта­ми исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития ло­гопедия не является узкопедагогической наукой, а пред­ставляет собой междисциплинарную область знаний о человеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском воз­расте принято рассматривать как остаточные явления де­тского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии яв­ляется то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психо­моторные функции развивались в пределах нормы или с не­которой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбини­рованный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языковые отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклоне­ния от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно гово­рить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями ин­нервации мышц периферического речевого аппарата, в посо­бии представлены материалы его анатомофизиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и за­рубежной науке. Значительная часть этих представлений ши­роко признана клиницистами, нейропсихологами и педагога­ми. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефекто­логических и психологических факультетов, логопедов, пси­хологов, врачей и всех специалистов, интересующихся проблемами патологии речи и специальной психологии. Она на­правлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно — неврология, общая и спе­циальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние ло­гопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфичес­кие расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объеди­нял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей коор­динации мышц речевого аппарата, но и патология просоди­ческих характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых расстройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.

Нарушение нейромышечного контроля речи может вызы­вать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства рече­вых движений связаны такие характеристики речи как внят­ность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изу­чении дизартрии: клинический (неврологический), линг­вистический, нейропсихологический, психолого-педагоги­ческий.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые со­относятся с уровнем органического или функционального по­ражения нервной системы, ее периферических или централь­ных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изме­нения мышечного тонуса, движений различных отделов ре­чевого аппарата и т.п. Наличие дизартрии связано с органи­ческим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ре­бенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременнос­ти, патологией плаценты и т.д.

В период родов, отягчающими факторами могут быть за­тяжные или, напротив, стремительные роды, родовые трав­мы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового крово­обращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к орга­ническому поражению мозга, бывают инфекционные заболе­вания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональ­ные нарушения, вызывающие дизартрию, могут разви­ваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболе­ваний.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизарт­рию в плане изменения фонемных сигнальных признаков ре­чевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семан­тический и эмоциональный смысл), фонематического вос­приятия речи и т.д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках звукопроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переключаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфичес­кие формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай лю­бого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ артикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое на­рушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхо­да характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер на­рушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формиро­вания грамматических структур речи, связного высказыва­ния и письма.

Логопедией разработан значительный по объему ком­плекс технологий, способствующих компенсации отде­льных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психо­лого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: