Периферический речевой аппарат

Акустический речевой сигнал является результатом слож­нейших координированных движений ряда органов, сово­купность которых обозначается как речевой аппарат.

К периферическому речевому аппарату относят органы дыхания, голосообразования и органы речевой артикуляции. Все эти органы выполняют свою особую роль в акте реализа­ции устной речи, обеспечивая голосообразование, формируя определенные параметры звукопроизношения и просодичес­ких характеристик.

Периферический речевой аппарат, за исключением носо­вых и лобных резонаторов, которые представляют собой кос­тные полости, функционируют благодаря мышцам, и, следо­вательно, меняет свое состояние и функциональные возмож­ности в зависимости от тонуса мышц.

Периферический речевой аппарат иннервируется черепно-мозговыми нервами.

К органам дыхания и голоса относятся диафрагма, легкие, бронхи и трахея, голосовые складки.

Диафрагма представляет собой мышечно-сухожильное об­разование, выполняющее функцию изоляции грудной полос­ти от брюшной. Она иннервируется мотонейронами I—III шей­ных сегментов спинного мозга.

В процессе вдоха одновременно сокращаются наружные межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (активная фаза дыхания). Расслабление диафрагмы и мышц грудной клетки обеспечивают выдох (пассивная фаза дыхания). Таким об­разом, диафрагма является основной мышцей, которая кон­тролирует дыхание. Дыхательный цикл в норме составляет 2,5 с. В процессе речи длительность выдоха может достигать 15 с. Физиологически дыхание в покое характеризуется отно­шением фазы вдоха к фазе выдоха примерно 1: 1,3.

Голос формируется при непосредственном участии мышц гортани. Внешние мышцы гортани фиксируют гортань в оп­ределенном положении и перемещают ее вверх, вниз, назад. Внутренние мышцы гортани образуют голосовую складку и меняют объем гортани. При спокойном дыхании голосовые складки, на уровне которых выделяют так называемую голосовую щель, раздвинуты и в то же время то незначительно сокращаются, то расслабляются, расширяя или несколько сужая голосовую щель. При физическом напряжении, когда дыхание становится форсированным, голосовая щель расши­ряется максимально, не препятствуя необходимому по объ­ему вдоху и выдоху.

Согласно нейромоторной теории голосообразования необ­ходимым условием производства звуков речи является созда­ние достаточного подсвязочного давления и обеспечение пото­ков воздуха определенной скорости в речевом тракте (гортань и ряд полостей). Регуляция подсвязочного давления связана главным образом с мышечной активностью диафрагмы. Мыш­цы гортани (поверхностные и глубокие) иннервируются лице­вым, тройничным, подъязычным парами черепно-мозговых нервов, а также I, II, III шейными нервами. Слизистую горта­ни и ее внутренние мышцы иннервируют блуждающие нервы.

При фонации голосовые складки напрягаются, сужая тем самым голосовую щель, и производят разнообразные по ин­тенсивности колебательные движения в зависимости от фо­национной задачи. В «чистом» виде фонационное дыхание можно наблюдать в процессе крика младенцев. В дальнейшем фонационное дыхание подчиняется определенной задаче, связанной с процессом общения и артикуляции звуков речи и целостного речевого сообщения. Для выполнения этой задачи требуется достаточный объем воздуха в легких и колебание голосовых складок, что обеспечивает частоту и громкость го­лоса, а также специфику того или иного звука. Понятно, что особенно сложные сокращения мышц диафрагмы и голосо­вых складок происходят в процессе устной речи.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое ды­хание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокой­ном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глу­бокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» харак­теризуется наличием определенного количества воздуха, спо­собного обеспечить поддержание подскладочного давления и голосоведения. Большое значение для озвучивания связно­го высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, на­сколько необходимо звучание голоса при непрерывном про­изнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, и, следовательно, специфичес­кие «речевые» сокращения диафрагмальной мышцы. В про­цессе устной речи диафрагма многократно производит тонкие дифференцированные колебательные движения на фоне обще­го непрекращающегося выдоха. Таким образом, речевое дыха­ние представляет собой систему психомоторных реакций, тес­но связанных с развитием речи, его характер подчинен внутриречевому программированию, а значит смыслу, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Основными резонаторами человеческого голоса являются: глотка, ротовая полость, полость носа с его придаточными пазухами.

Глотка сверху переходит в носоглотку, книзу переходит в пи­щевод. Рядом с пищеводом находится трахея, которая во время глотания закрывается надгортанником, а при фонации сообща­ется с полостью рта и глоткой. В ней выделяют 3 отдела: верх­няя часть — носоглотка, сообщается с полостью носа и полос­тью уха (евстахиевы трубы). При глотании и при образовании речевого звука, благодаря движениям мягкого неба, она отделя­ется от среднего отдела глотки, что влияет на тембр голоса.

Так называемое глоточное кольцо, состоящее из системы мышц, существенно влияет на резонаторные свойства глотки и может вызвать назализацию, ухудшить четкость артикуля­ции и т.д. Глотка иннервируется IX и X парами черепно-моз­говых нервов.

Второй отдел — ротоглотка — сообщается с ротовой полос­тью (зев) и является одним из главных резонаторов голоса.

Нижний отдел гортаноглотка принимает участие в акте глотания, дыхания, образования голоса и речевых звуков. С гортанью функционально тесно связано мягкое небо, осо­бенно язычок, представляющие из себя мышечные образова­ния, которые играют большую роль в процессе оформления звуков речи (тембр голоса).

Мягкое нёбо является своего рода распределительным клапаном, который дозирует прохождение озвученной струи воздуха через носовые полости. Благодаря этому голос приоб­ретает более или менее выраженный носовой оттенок — наза­лизация голоса. Мягкое небо иннервируется сложным взаи­модействием V, VII и X пар черепно-мозговых нервов.

Значительно выраженная назализация голоса при рас­слаблении мягкого неба называется открытой ринофонией или гиперназализацией.

Устранение носового оттенка голоса происходит за счет плотного прилегания мягкого неба к задней стенке глотки, что называется закрытой ринофонией или гипоназализацией.

При спокойном дыхании мягкое небо расслаблено и час­тично перекрывает переход воздуха из глотки в рот. Во время глубокого дыхания, зевания и устной речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход воздуху в полость рта из глотки и, напротив, закрывая проход в носоглотку.

В тех случаях, когда выдыхаемый воздух направляется в нос в силу тех или иных причин, возникает как искажение тембра речи (назализованность), так и нарушение чистоты произнесения согласных звуков речи.

При определении нормы голоса подразумевают достаточ­ную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса с частотным диапазоном, соответс­твующим полу и возрасту.

При оценке речевого голоса учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т.е. Включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: придыхатель­ная, мягкая и твердая. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышит­ся звук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха сов­падают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

• грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резонирование;

• смешанный или средний регистр;

• головной или верхний регистр, в котором преобладает головное резонирование.

При работе над голосом учат добиваться плавного перехо­да из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом обучают использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосо­вых складок.

Гортань и корень языка прикреплены к подъязычной кос­ти и потому гортань тесно связана с движениями языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: