Синдром поражения подъязычного нерва

На стороне поражения наблюдается атрофия мышц языка (истончение парализованной половины языка). Язык тонкий, распластанный, удлиненный, отклонение языка при его высовывании в сторону паралича, отмеча­ются фибриллярные подергивания. Наблюдается нередко нарушение звукопроизношения, которое со временем ком­пенсируется.

Нарушения движений при поражении центральной нерв­ной системы.

Органические нарушения центральной нервной системы у взрослых связаны с инсультами (кровоизлияниями), опухо­лями, травмами, инфекциями и т.п.

При повреждении пирамидного пути на любом его участке нарушается проведение импульса из коры больших полуша­рий или от моторных нейронов ствола мозга и спинного мозга к мышце. Мускулатура в этих случаях оказывается парали­зованной.

При поражении центрального двигательного нейрона (дви­гательная область коры головного мозга) или кортико-нуклеарного пути развивается центральный паралич.

Бульварный паралич связан с поражением ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это вялый паралич, т.е. Паралич, при котором мышца теряет свою упругость, возбудимость, питание. При этом параличе мышцы истончаются, утрачивают силу и способность к со­кращению. Все безусловные рефлексы резко снижены. Бульбарные параличи, которые обуславливают дизартрию, как правило, двусторонние.

Центральный паралич возникает при поражении цент­рального двигательного нейрона на любом его участке: двига­тельная зона коры больших полушарий или пирамидальный путь на всем его протяжении.

Этот паралич является спастическим: мышцы напряжены, на ощупь плотноваты, при пассивном движении ощущается их «сопротивление». Все безусловные рефлексы резко повы­шены. Поражение, как правило, двустороннее.

В зависимости от распространенности параличей различают:

§ Моноплегия (нарушения движений в одной конечности);

§ Гемиплегия (нарушения движений в конечностях на од­ной стороне);

§ Параплегия (паралич обеих рук или конечностей);

§ Тетраплегия (параличи всех четырех конечностей).

Клиническая картина и психолого-педагогическая харак­теристика лиц с дизартрией у детей и взрослых существенно различается.

У взрослых дизартрия развивается на фоне сформирован­ных механизмов речевой деятельности. Она является приоб­ретенным в постнатальном онтогенезе речевым нарушением.

Если у взрослых дизартрия, как правило, выражается на­рушением артикуляции и просодической стороны речи, спе­цифическим для поражения определенных отделов мозга или периферической нервной системы, то у детей, наряду с этими компонентами речи, может наблюдаться недоразвитие речи, а общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаич­ной, что связано с диффузным поражением ЦНС.

Эти соображения обуславливают необходимость освеще­ния проблемы дизартрии в первую очередь у взрослых.




double arrow
Сейчас читают про: