Обследование фонематического восприятия

Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные ме­тодики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой (1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Ар­хиповой (2006) и др. Обследование начинается после тща­тельного исследования физического слуха специалистом ото­ларингологом, что связано с нередким нарушением у детей с дизартрией слуха.

Обследование состоит из предъявления следующих проб:

Узнавание и дифференциация неречевых звуков;

Различение высоты, силы голоса логопеда, который про­износит различные звукоподражания и слова;

Узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по звуковому составу;

Дифференциация слогов, фонем;

Навыки фонематического анализа и синтеза.

Обследование чтения и письма

Изучение ошибок письма можно проводить с помощью схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н. Российской (1999) на ос­нове анализа письменных работ школьников. Анализ проводится по следующим критериям:

А) ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (смешение согласных по глухо­сти-звонкости, смешение аффрикат, смешение согласных по твердости-мягкости, смешение гласных под ударением);

Б) ошибки письма, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных букв, пропуск согласных букв, перестановка букв и слогов, повтор слога в слове);

В) ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание предлога со словом, разрыв слова на части, слитное на­
писание слов, раздельное написание приставки со словом);

Г) ошибки письма, связанные с неумением выделять пред­ложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки в конце предложения);

Д) ошибки письма оптического характера (смешение букв по оптическому сходству, зеркальное изображение букв, зеркальное написание части слова, элементы зеркального изображения букв);

Е) трудности каллиграфического характера (неряшливый почерк, поправки, исправления до нечитаемости, недописывание элементов букв).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: