Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба.
Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкинезы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтянутость мягкого неба.
Обследование подвижности артикуляционного аппарата.
Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:
Сомкнуть губы;
Округлить губы, как при произношении звука «о» — удержать позу;
Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.
Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:
|
|
Широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть;
Сделать движение нижней челюстью вправо;
Сделать движение нижней челюстью влево;
Сделать движение нижней челюстью вперед.
Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:
Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
Высовывание языка лопаточкой;
Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений:
Оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот;
Язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;
Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на верхнюю губу.
Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989).
Проба № 1
Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии.
Проба № 2
Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при движении языка, синкинезии.