Обследование состояния артикуляционного аппарата

Обследование включает описание артикуляционного аппа­рата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твер­дого нёба.

Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкинезы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтя­нутость мягкого неба.

Обследование подвижности артикуляционного аппа­рата.

Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:

Сомкнуть губы;

Округлить губы, как при произношении звука «о» — удержать позу;

Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.

Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

Широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть;

Сделать движение нижней челюстью вправо;

Сделать движение нижней челюстью влево;

Сделать движение нижней челюстью вперед.

Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:

Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);

Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);

Высовывание языка лопаточкой;

Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.

Исследование динамической организации движений ар­тикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении прово­димого комплекса движений:

Оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот;

Язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;

Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верх­ним резцам и положить на верхнюю губу.

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функцио­нальные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989).

Проба № 1

Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его не­подвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимся в боковых направлениях пред­метом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии.

Проба № 2

Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при дви­жении языка, синкинезии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: