Становление больничных заведений в XVIII в. в странах Западной Европы

Век Просвещения привел к переосмыслению опы­та больниц как изоляторов и всего предшествовавшего опыта медицины в целом. В 1760-1770-е г.г. внимание при­влекла проблема возникновения эпидемий. Во Франции в каждом финансовом округе врач и несколько хирургов были обязаны следить за эпидемиями, и в случае заболевания одной и той же болезнью четырех или пяти человек направлялся врач с целью назначения лечения.

Вместе с тем выяснилось, что невозможно создать эпидемическую медицину, не решив целого ряда проблем.

Во-первых, необходимо было согласование действий врачей с полицией. В обязанности последней должно было входить наблюдение за размещением свалок и кладбищ, контроль за торговлей хлебом, мясом и вином, регламен­тация деятельности скотобоен, красилен, выявление вред­ных для здоровья людей местностей и т. п.

Во-вторых, следовало установить для каждой про­винции «правила регулирования здоровья», которые бы описывали способы питания и ношения одежды с целью предотвращения появления эпидемий. «Эти заповеди должны стать как молитвы, чтобы даже самые невеже­ственные лица и дети смогли бы их повторить. Следу­ет зачитывать их на проповеди, мессе, во все воскре­сенья и праздники».

В-третьих, возникала необходимость в создании кор­пуса санитарных инспекторов, в обязанности которых вхо­дило бы наблюдение за территориями и контроль за дея­тельностью местных врачей.

В 1776г. была создана специальная королевская ко­миссия, ответственная за изучение эпидемий. Задачами комиссии являлись:

а) сбор информации об эпидемиях;

б) обработка и сопоставление фактов, регистрация используемых средств для лечения эпидемических заболеваний и орга­низация исследований;

в) контроль за действиями врачей и предписание лучших методов лечения.

В 1 778г. комиссия была преобразована в Королевское Медицинское Общество (с ежегодным пособием в 40 тыс. ливров). Статус Общества был расширен.

Кроме того, в 1770-1780-е гг., благодаря усилиям на­чальника парижской полиции Ленуара (1732-1810), много сделавшего для благоустройства французской столицы, был проведен ряд чрезвычайных мер с целью распространения в народе простейших правил по оказанию первоначальной помощи пострадавшим от несчастных случаев. Правила были написаны в доступной для пони­мания форме и раздавались городским и сельским священ­никам, которые были обязаны во время церковных служб знакомить с ними своих прихожан.

В первую очередь было покончено с теми традиция­ми в отношении пострадавших, которые господствовали как на уровне бытового сознания, так и на уровне нелепых установлений. По приказанию Ленуа­ра все расходы по оказанию помощи тонущим были воз­ложены на полицию, а всем, кто прямо или косвенно уча­ствовал в спасении тонущих, выдавалось вознаграждение.

Было покончено и с прежней практикой отношения к самоубийцам, когда, в силу трактовки самоубийства хри­стианской церковью как смертного греха, труп несчастно­го «волокли на салазках» по городским улицам, подвеши­вали к позорному столбу вниз головой, не хоронили, а имущество подлежало конфискации. Отныне после со­ставления полицейского протокола приходской священник должен был тихо похоронить самоубийцу, хотя никакие со­общения в печати об этих случаях не допускались.

Не менее важной во второй половине XVIII в. стано­вилась и реформа медицины, которая коснулась в первую очередь практикующих врачей, не признававших достиже­ний естествознания и предпочитавших лечить больных с помощью испытанных временем «великих лекарств» (кровопускание, рвотные средства, промывание желудка). Опасность представляло и отсутствие разграничения меж­ду медициной и фармацевтикой: типичный аптекарь XVIII в. в Англии заканчивал медицинскую школу в возрасте 13-16 лет, получая право самостоятельной практики через 3- 7 лет. Явная недостаточность полученного образования приводила к использованию страшных ядов, нередко уби­вавших пациентов.

Длительное обсуждение проблем организации меди­цинской помощи привело к постепенному выявлению тех принципов, на которых должна была основываться совре­менная медицина (в плане оказания социальной помощи нуждающимся больным):

1. Принцип «коммунализации» помощи. Именно органы местного самоуправления («комму­ны») должны стать ответственными за организацию медицинского обслуживания в своих районах.Каждая комму­на должна была бороться с нищетой и изыскивать спосо­бы оказания помощи беднякам. Коммуны имели право вводить местные налоги на организацию медицинского обслуживания. Возникла идея «участкового врача», для которого «жизнь власть имущих и богатых не более драго­ценна, чем жизнь слабых и неимущих». Функции местно­го врача не ограничивались лишь медицинской практикой, а понимались куда шире: он играл экономическую (распре­деляя помощь) и моральную (в качестве «надзирателя за моралью как за общественным здоровьем») роли.

2. Сочетание теории и практики в подготовке квали­фицированного врача: теоретическое образование, полученное в медицинс­ких школах и на медицинских факультетах университетов, должно быть пополнено временем фельдшерской практи­ки на коммунальном уровне и периодом врачебной прак­тики в больницах. Кроме того, в жизнь вошло обязатель­ное лицензирование как врачебной, так и фармацевтичес­кой деятельности.

К аналогичным выводам пришли и в Англии. Так, еще по закону 1722 г. запрещалось оказывать больным помощь на дому в какой бы то ни было форме: неимущего больного следовало препроводить в госпиталь, где он мог бы пре­вратиться в анонимный объект общественного милосер­дия. Были разработаны даже проекты со­здания системы медицинского страхования. Так, в 1786г. был разработан проект «Общества всеобщей дружбы, иначе выгоды». В соответ­ствии с ним подписавшиеся крестьяне и прислуга могли рассчитывать на помощь на дому по болезни или при несчастном случае; в каждом приходе уполномоченный на то аптекарь поставлял бы необходимые лекарства, половина стоимости которых оплачивалась бы приходом, а другая половина — самим Обществом.

Во второй половине 1780-х гг. во Франции был впер­вые поставлен вопрос о ликвидации скученности больных в больницах и необходимости размещения больных в за­висимости от характера болезни в отдельных зданиях. Проверки состояния парижских больниц, проведенные в эти годы, показывали, что в них содержалось в пять-шесть раз больше больных, чем имелось мест.

Постоянными спутниками больничных заведений ока­зывались сырость и плохой воздух. В результате до пятой части попадавших в боль­ницу с легкими заболеваниями пациентов вскоре умира­ли от приобретенных на больничной койке болезней.

Еще 1788г. специальная комиссия французской Академии наук разра­ботала принципы строительства больниц нового типа и внесла рекомендации строить отдельные больничные зда­ния (павильоны) параллельно друг другу с достаточными интервалами между ними (так называемое «павильонное» строительство). Однако идея павильонного строительства была осуществлена значительно позднее — лишь в 1846г. во Франции по этому принципу была построена больница «Ларибосье», ставшая образцом для больничных заведе­ний в Западной Европе и США.

Тем самым идея существования больничных заведе­ний реабилитировала себя, но уже в новом качестве. Боль­ницы должны играть двоякую роль: с одной стороны, они необходимы больным без семей, а также в случаях зараз­ных, тяжелых и сложных болезней, с которыми врачи не сталкиваются в повседневной практике. С другой сто­роны, больница понимается как необходимая мера защи­ты (здоровых людей — от болезни; больных — от невеже­ственной практики; одних больных людей — от других).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: