Направления, формы и методы деятельности частных благотворителей

Частные благо­творители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся и т.п. В зависимости от местных условий призрение различных групп клиентов частных благотворителей могло либо сужаться, либо дополняться другими категориями. В связи с изменившими­ся социально-экономическими и политическими условиями, раз­витием теории и практики государственного и общественного призрения основными направлениями приложения усилий част­ных благотворителей на рубеже веков постепенно становятся вы­делившиеся в отдельные сферы социальной поддержки нуждаю­щихся медико-социальная помощь, благотворительность в сферах образования (особенно — женского) и профессиональной подго­товки, просветительской и национально-культурной возрожденче­ской деятельности.

По-прежнему были сильны позиции представителей древних белорусских магнатских родов.

Нач­нем с медико-социальной помощи. Так, в 1910 г. графиня Хрептович-Бутенева построила в своем имении Щорсы Новогрудского уезда бесплатный родильный дом. В 1913 г. при родильном доме она же открыла бесплатное хирур­гическое отделение для неотложных вмешательств, в том числе и по женским болезням.

В деле развития медико-социальной помощи на Беларуси большое значение имели общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С.К. Свентцицкого Об­щество минских врачей на свои средства открыло бесплатную ле­чебницу для приходящих бедных больных. Лекарства выдавались бесплатно или по низкой цене. Подобные больницы существовали и в Других белорусских городах.

Когда же на Беларуси во второй половине XIX века особен­но остро встал вопрос о профессиональной подготовке детей и подростков, одним из первых откликнулся князь Доминик Радивилл. На его средства были построены два ремесленных училища. В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государ­ственных. Да и государственные учебные заведения вместе с пан­сионами при них могли функционировать, только основываясь на поддержке частных лиц, обществ и учреждений.

Не были забыты и вопросы народного просвещения. Книгоиз­датель Ф.Ф. Павленков в 1905г. на средства из своего благотворительного фонда в деревне Остромечево основал одну из первых на Беларуси бесплатных народных библиотек. Она ком­плектовалась произведениями белорусских, русских и зарубеж­ных писателей.

В 1856 г. в здании библиотеки Виленского университета от­крылся основанный Я.П. Тышкевичем Виленский музей древно­стей. В конце XIX века в фондах музея насчитывалось свыше 12 тыс. экспонатов, большинство из которых было из Беларуси, в том числе коллекции оружия, слуцких поясов, гобеленов, графики, скульптуры, портретов и проч. Музей просуществовал до 1-й ми­ровой войны.

На средства белорусского шляхтича Э.А. Войниловича был построен Красный костел в Минске. Архитектора он нашел в Варшаве и попросил создать храм в память скоропостижно скончавшихся его детей Сымона и Алены. Строительство было начато в мае 1905 г. и завершено в 1910 г., когда костел был торжественно открыт при огромном стечении народа.

Развитию белорусского искусства и народного творчества способствовало возникновение обществ, организация частными лицами всевозможных выставок, музеев и других учреждений культуры. Своеобразной художественной манифестацией стала, например, самая крупная на Беларуси Краевая выставка кустар­ного промысла и народного творчества, организованная по ини­циативе Виленского сельскохозяйственного общества в сентябре 1913г. в Вильно. Она впервые дала истинный образ народного творчества, жизни белорусов. Более 50% средств для организации выставки было получено за счет благотворительных взносов.

В городах открываются частные школы рисования, среди которых была широко известна школа Ю.М. Пэна в Витебске.

Широко распространены в досоветской Беларуси и различ­ные общественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, была хорошо известна деятельность Музы­кально-драматического общества (1908-1914). В 1910г., когда общество возглавлял Л.С. Драгунский, оно объединяло 240 чле­нов. Работали секции: литературная, музыкальная, драматиче­ская. Проводились музыкальные и тематические вечера, читались лекции, обсуждались литературные новинки и спектакли, устраи­вались так называемые литературные суды над героями художе­ственных произведений, ставились спектакли. Средства от плат­ных концертов и спектаклей общество направляло на благотворительные цели.

На Гомелыцине известна дея­тельность княгини Паскевич. Ирина Ивановна Паскевич (урож­денная Воронцова-Дашкова) была одной из самых образованных женщин своего времени, свободно владела несколькими языками, переводила на английский стихи многих поэтов. Знаменитый ро­ман графа Л.Н. Толстого «Война и мир» французы впервые про­чли на своем языке благодаря ей. Однако в отечественную исто­рию имя И.И. Паскевич вошло больше в связи с благотворением и милосердными делами. Здесь и помощь право­славным братствам, содержание приюта для девочек-сирот, приюта Попечительства о бедных, богадельни для пожилых жен­щин и патронаж способных приютских детей с обеспечением им достойного, на европейском уровне образования и множество дру­гих добрых дел.

В 1879 г. при участии И.И. Паскевич открылось Общество вспомоществования учащимся, которое материально поддержива­ло бедных учеников, прежде всего средних учебных заведений. С легкой руки княгини Паскевич на Гомельщине получило развитие профессиональная подготовка детей и подростков. В 1907 г. она подарила Гомельскому мужскому приходскому учи­лищу прекрасное каменное здание стоимостью 8 тыс. руб. для размещения ремесленных классов.

Во время 1-й мировой войны И.И. Паскевич основала Пат­риотический благотворительный фонд в помощь фронту, построи­ла в красивейшем месте Гомеля на берегу Сожа действующий по­ныне добротный кирпичный госпиталь для раненых солдат и неплохо сохранившуюся до сих пор двухэтажную аптеку.

Благодаря ей город Гомель в 1907 г. обзавелся, наконец, водопроводом.

В годы революционной смуты княгиня И.И. Паскевич собрала списки своего движимого и недвижимого имущества, составила дарственную и отнесла в Гомельский ревком. Доживала свой век эта 90-летняя женщина почти слепой, забытая новой властью в маленькой комнат­ке.

Современные белорусские историки прославляют имя кня­гини Марии Магдалены Радзивилл (1861-1945), чья жизнь и бла­готворительная деятельность заслуживают самого пристального внимания. После смерти мужа 34-летняя вдова Мария Магдалена пол­ностью посвящает себя активной филантропической деятельности. Особое внимание она уделяет детям-сиротам, открывает для них ряд приютов. На ее счету строительство и содержание бело-русскоязычных школ, создание Об­ществ трезвости, денежная поддержка белорусских студентов С.-Петербургского, Киевского и других университетов, материальная поддержка белорусских католиков и верующих других конфессий.

Однако главное дело ее жизни, имеющее неоценимое значе­ние для развития белорусской культуры, — поддержка издатель­ства «Загляне сонца i у наша ваконца» в С.-Петербурге, периоди­ческих белорусских изданий «Нашей нивы». В 1915 г. М.М. Радзивилл была удостоена звания Почетного члена ЦК Литвы за помощь инвали­дам войны. Чуть позже литовское правительство наградило Ма­рию Магдалену Большим крестом Гедимина за благотворительную и спонсорскую деятельность, которую славная дочь белорусского народа не прекращала до конца своих дней.

Стремительный рост благотворительных учреж­дений в европейской России, в частности в Могилевской, Мин­ской и Витебской губерниях, приходится на начало века.

В начале XX века частная благотворительность на первое место ставит не просто оказание материальной (порой безадрес­ной) помощи нуждающимся, а создание условий, позволяющих вырастить физически и нравственно здоровых юношей и девушек.

Особенно активизировалась частная б лаготворительная дея­тельность на Беларуси в годы 1-й мировой войны, вызвавшей по­началу небывалый взрыв патриотизма. В Минске, Гомеле, Витеб­ске, во многих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительных учреждений. В Минске, напри­мер, на средства белорусских филантропов были построены лаза­рет императрицы Марии, собственный госпиталь императрицы Марии, Серафимовский лазарет.

Государство стремилось всячески поддерживать развитие частной благотворительности, которой был придан статус нацио­нально значимого деяния. В ранге высочайших покровителей к этому делу были подключены члены императорской семьи. В конце века по высочайшему повелению бы­ла образована комиссия для пересмотра действующего законода­тельства о социальной помощи бедным, но войны и революции помешали ее работе.

Указ от 17 мая 1897г. давал право Императорскому челове­колюбивому обществу устанавливать должности как бесплатные, так и платные или «классные» с предоставлением получившим их прав действительной государственной службы. Продвигаясь по служебной лестнице, можно было достичь V класса, что соответ­ствовало гражданскому чину коллежского советника или военно­му — полковника. Можно утверждать, что этим указом было по­ложено начало становлению профессионального общественного призрения, или (по терминологии нашего времени) профессио­нальной социальной работы.

Правительство императорской России активно искало и на­ходило способы поощрять проявления филантропии, награждало благотворителей и меценатов орденами, предоставляло всевоз­можные льготы, производило в дворянство или в почетное граж­данство, выдавало персональные пенсии или пособия. Особо за­служенные члены благотворительных обществ, их сотрудники имели право на ношение мундиров и отличительных знаков соот­ветствующих благотворительных учреждений. К примеру, знаки жертвователей и активных деятелей Императорского человеколю­бивого общества были трех видов: серебряно-вызолоченные, се­ребряные и бронзовые. Их можно было приобрести соответственно за двести, сто и пятьдесят рублей. Аналогичные нагрудные знаки Виленского православного Св.-Духовского братства стоили не­сколько дороже и выдавались за особые заслуги.

Нередкими были приемы у губернаторов, обеды в честь от­личившихся благотворителей и жертвователей больших сумм на нужды презрения, присвоение имен филантропов и меценатов благотворительным учреждениям, музеям, библиотеками, учеб­ным заведениям, улицам. Информация об этом помещалась на видных местах в газетах и журналах.

Становление системы благотворительных учреждений социальной помощи детям на Беларуси в XVIII-XIX вв.: деятельность благотворительных обществ и воспитательных домов, деятельность детских приютов и дошкольных учреждений.

На территории Беларуси первый воспитательный дом основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярные мастерские.

Виленский воспитательный дом более ста лет оставался, пожалуй, единственным постоянно действующим учреждением на Беларуси «для приема и воспитания подкидышей, которым суж­дено от рождения быть лишенными родительской ласки».

При нехватке в белорусских губерниях воспитательных уч­реждений брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общест­венного призрения, а позднее — земства. Обычно малюток отда­вали на воспитание частным лицам за плату 3-5 руб., у которых они находились обычно до 8-летнего возраста (в Гродненской губернии до 15 лет).

Детей в семьи отдавали под расписку, в которой оговарива­лись обязанности воспитателей «обучать питомцев по достижении надлежащего возраста грамоте и какому-нибудь ремеслу». Надзор за воспитанием подкидышей в семьях крестьян осуществляли служащие приказов, благотворительных обществ и заведений, представители земств, полиции, а позднее — настоятели православных церквей и медицинские работники. Для получения платы за питомца необходимо было ежемесячно предоставлять справку от полиции или духовного лица о том, что ребенок жив и воспитывается надлежащим образом.

Решение проблемы искали в развитии городского и сельско­го патроната. Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редко­стью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за опре­деленную плату. После дости­жения детьми 3-7-летнего возраста их возвращали в воспитатель­ный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо вос­питывавшим детей, иногда выдавались небольшие награды.

В Вильно и Минске подросших подкидышей обучали и вос­питывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 — различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, пере­плетному и типографскому. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников.

В детские приюты принимали детей с 3-7-летнего возраста. В числе первых городов, в которых откры­лись детские приюты были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Мо­гилев. К 1903г. на Беларуси было 29 таких детских заведений.

Дети принимались в приюты по решению Опекунского сове­та на основании заявления с приложением справки о бедственном материальном положении просителя, выданной местным участко­вым попечительством или одним из членов Опекунского совета. Участковые попечительства имело каждое крупное благотвори­тельное общество. В их обязанности входило обследование участ­ка, выявление неблагополучных в социально-экономическом пла­не семей, организация и проведение сбора пожертвований на нужды общества, оказание различных видов помощи нуждаю­щимся детям, мероприятия по их оздоровлению.

Попечительства детских приютов на Беларуси, на которые возлагалась прямая ответственность за оказание помощи беспри­зорным детям бедноты и сиротам, были в каждом губернском го­роде. Во главе попечительства находился Совет, который обычно возглавлял губернатор, а почетными членами были представители от дворянства, директора и учителя народных училищ, городской голова, полицмейстер и ряд других уважаемых людей. Руководя­щий состав Совета определял направление и содержание работы губернских приютов. В общих вопросах они подчинялись старей­шему в России Ведомству учреждений императрицы Марии. На Беларуси оно содержало или имело под своим непосредственным руководством (покровительством) 11 детских приютов, в которых воспитывалось около 55% всех сирот, находившихся в детских благотворительных заведениях.

Кроме приютов Мариинского ведомства, существовали при­юты, подведомственные Министерству внутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверче­ские; благотворительных обществ и частных лиц), а также при­юты, подведомственные Императорскому человеколюбивому об­ществу, приюты духовного и военного ведомств.

Каждый приют имел свой устав и руководствовался Поло­жением о детских приютах Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впер­вые издано в 1839г. и затем неоднократно переиздавалось с из­менениями и дополнениями.

Всего различные местные благотворительные общества со­держали свыше 31% призреваемых в приютах Беларуси детей-сирот.

Детские приюты, как и большинство других благотвори­тельных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основ­ном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных орга­нов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Многие жертвователи в пользу детских приютов награжде­ны памятными знаками и жетонами Мариинского ведомства, ста­ли почетными членами попечительств детских приютов, количе­ство которых на Беларуси быстро росло. К 1913г. частные средства на содержание заведений закрытого призрения детей в 23 раза превосходили го­сударственные и в 5 раз средства, выделяемые земствами.

Одним из первых в белорус­ских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений стал открытый на частные пожертвования в 1895г. госпожой Н.И. Оржевской в деревне В. Пушкиной близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города. В течение 270 дней в году там призревались мальчики и девочки в возрасте 1-7 лет христиан­ского вероисповедания. Было организовано регулярное бесплатное питание, выдавались одежда, обувь, прививались правила гигие­ны и т.д. Детей обучали чтению, пению и рукоделию.

В 1901 г. от­крылся детский сад Общества попечения о детях в Витебске и дневной приют «Ясли» в деревне Савиньская Гродненской губернии. Сельские детские учреждения были чаще разновидностью яслей-приютов смешанного типа для детей дошкольного возраста, соче­тали в себе черты и яслей, и приютов. Функ­ционировали они, как правило, 2-3 месяца во время летних работ и размещались обычно в сельских школах.

В начале XX века в Минске, Бобруйске, Двинске, Могилеве, Гродно, Белостоке и некоторых других городах появляются спе­циальные благотворительные общества, единственной целью ко­торых стало открытие и содержание детских дошкольных учреж­дений.

В 1900-е г. начинают открываться первые дошкольные благо­творительные учреждения в Минске, где начал работать Народ­ный детский сад с полным бесплатным обеспечением детей рабо­чих. Открыла его на свои средства Зморович. В отличие от яслей-приютов народные детские сады работали не более 6 часов в день (обычно до 3-х ча­сов дня).

Как и другие благотворительные учреждения, детские до­школьные учреждения имели свои уставы или правила, опреде­ляющие цель, формы и методы воспитания в них нуждающихся детей.

Вместе с тем дошкольные учреждения имели и недостатки: переполненность садов и яслей, когда на одну надзирательницу приходилось по 40-45 детей, недостаток средств, отсутствие в большинстве детских дошкольных учреждений игровых площа­док и т.д. Выход находили в «открытых» формах работы. Для детей, ожидающих своей очереди в ясли и детсады (а их было не­мало), благотворительные общества организовывали бесплатное или за небольшую плату снабжение молоком, выдавали бесплат­ные обеды, проводили санитарно-гигиеническую и другую работу в беднейших кварталах городов и на селе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: