Проблемы формирования организационных основ борьбы с асоциальным поведением несовершеннолетних в XIX- начале ХХ вв. в Российской империи

Вопросы предупреждения девиантного (делинквентного) поведения несо­вершеннолетних, борьбы с детской преступностью, как одно из направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и в обозримом будущем останутся одной из главных забот социальных работников. Особую остроту они приобретают в переломные моменты истории, как это было на рубеже XIX-XX веков, когда в результате ухудшения положения низкооплачиваемых слоев населения, возросшей дифференциации доходов и расслоения деревни, а так же в силу ряда других соци­ально-экономических причин на Беларуси, как и в целом по Рос­сийской империи, резко возросла детская преступность.

Среди социальных причин подростковой преступности на­зывались пауперизм, пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция - словом все, что содей­ствует развитию социальной аномалии, именуемой преступлени­ем. Основной же причиной преступности среди несовершеннолет­них считалось деморализующее влияние семьи. Семья, независимо от этических взглядов на брак, является сплошь и рядом очагом, который не только не спасает детей от социальной запущенности, но и способствует ее развитию. Дети либо следу­ют порочной организации родителей, либо, проживая в нормаль­ной семье, не могут смириться с нищетой и невозможностью за­рабатывать на пропитание законным путем выталкиваются на улицу, где занимаются попрошайничеством, бродяжничеством, мошенничеством и прочим.

Сказывалось и несовершенство законодательной базы. На­пример, запрещалось принимать на производство детей до 15-16 лет, в то время как школу они заканчивали в 12-13. Несовершен­нолетние преступники в Российской империи в отличие от евро­пейских стран подвергались фактически тем же видам наказаний, что и взрослые.

К на­чалу 20 века постепенно стала складываться определенная система государственного и общественного призрения несовершеннолетних правонарушителей, «трудных» детей и подростков. В нее входили специальные школы предупреждения рецидивной преступности для отбывших наказание малолетних преступников, различного типа колонии и рабочие приюты, дававшие образование, профес­сию, а также оказывавшие психолого-педагогическую и медицин­скую помощь. Главная задача этих исправительных заведений состояла в перевоспитании «трудных» подростков на основе при­учения их к свободе деятельности и самостоятельности, трудового воспитания и профессионального образования.

VIII съезд представителей русских воспитательно-испра­вительных заведений для несовершеннолетних положил начало систематической учебе делегатов, для которых были прочитаны курсы лекций.

Развитию социальной помощи «трудным» детям способство­вало и создание определенной законодательной базы. В 1897 г. был разработан проект закона «Об ответственности малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (14-17 лет) преступников». Он предусматривал следующие профилактические меры:

1. Просве­щение.

2. Надзор за мастерскими.

3. Призрение бродячих бес­приютных, сирот.

4. Пресечение деморализации крестьянского населения в городах.

5. Пресечение деморализации детей в семье.

6. Устранение детей из тюрем.

7. Устранение детей от открытых сцен, арен, цирков, театров.

Проект закона широко обсуждался в периодической печати.

Изучение положительного опыта в Западной Европе и США, потребности совершенствования судопроизводства и требования общественности привели в 1908 г. к созданию в Петербурге Ко­миссии по внедрению в городе особого суда для несовершеннолет­них. В январе 1910 г. суд для несовершеннолетних был торжест­венно открыт в отдельном помещении. Общество патроната и Петербургский благотворительный тюремный комитет арендовали здание под общежитие на 100 мест для мальчиков и девочек, на­ходящихся под судом и следствием.

В ведении суда находились дела о проступках несовершен­нолетних и дела, где несовершеннолетний был объектом проступ­ков (нанесение побоев, допущение к нищенству, разврату и т.д.). При суде состояло 5 штатных попечителей и еще 50 человек вы­полняли функции попечителей бесплатно. При поступлении дела в суд в их обязанности входило незамедлительно собрать сведения о ребенке, условиях его жизни и причинах проступка, участие в разборе дела и доклад судье. По свидетельству «Тюремного вест­ника», если суд не мог оправдать малолетнего правонарушителя, то дело откладывалось на неопределенный срок, в течение кото­рого последний находился под присмотром попечителя и родите­лей. При хорошем поведении ребенка дело этим и ограничива­лось, при плохом — его помещали в исправительный приют на некоторое время для предварительного заключения, в котором попечитель (для девочек — попечительница) продолжал опекать ребенка. Если последний за это время «исправился», его отправ­ляли к родителям, если нет — оставляли в приюте. К 1913 г. осо­бые детские суды открылись в Москве, Харькове и Варшаве. Де­лались попытки открыть их в Минске и Могилеве, но 1-я мировая война помешала этому.

Одной из основных проблем была малочисленность исправи­тельных приютов и отсутствие мест в них. На практике «труд­ный» ребенок чаще оказывался в тюрьме, что в итоге значительно затрудняло борьбу с детской преступностью. В начале 20 века 3/4 осужденных малолетних содержались в тюрьмах. На всей ог­ромной территории Российской империи существовало около 30 исправительных приютов и земледельческих колоний для мало­летних преступников, против 678 исправительно-воспитательных заведений данного типа в Германии.

Предпринимались попытки создать так называемые особые помещения при тюрьмах или домах для арестованных по приго­ворам мировых судей, куда помещались несовершеннолетние при невозможности определить их в колонии и приюты до достиже­ния 18-летнего возраста, но особого успеха они не имели.

Вместе с тем, как свидетельствуют архивные документы, благодаря стараниям Витебского губернского попечительного о тюрьмах комитета удалось открыть отделение для малолетних арестантов на 37 человек в Витебском тюремном замке. В сво­бодное от работы арестантов время священник тюремной церкви обучал их русской грамоте и молитвам. Профессиональную подготовку из-за отсутствия в тюремном замке места для мастерских осуществить не удавалось. Малолетние пре­ступники трудились на огороде в пользу арестантов. Излишки урожая продавались и на вырученные деньги приобретались семе­на, сельскохозяйственные орудия и т.п.

Были попытки возродить в новых социально-экономических условиях монастырское призрение несовершеннолетних преступ­ников, что имело место в XVIII веке, а также использовать воз­можности посемейного призрения. С 1911г. Минская епархия наряду с некоторыми епархиями в коренных российских губерни­ях стала принимать в свои монастыри малолетних преступников. Однако надежды на монастыри, так же как и на «благонадеж­ные» крестьянские семьи, себя не оправдали. Большинство из ма­лолетних правонарушителей при первой же возможности сбегали от своих попечителей, иногда предварительно обобрав их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: