Развитие социальной помощи в Англии в ХХ в

Британскую модель социальной работы можно охаракте­ризовать как либерально-традиционную. Либеральная состав­ляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобрита­нии традиционно сохраняется государственное влияние. В социальном обслуживании нуждающихся в Великобри­тании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена диффе­ренцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. Стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова. Чтобы меньше платить социальным службам за услуги, их клиенты должны своевременно представить документы о до­ходах.

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специ­ализированных больниц, оказывавших стационарную по­мощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые ча­стные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслужи­вания имеют место во многих странах мира.

Мак­симальный размер государственной пенсии сегодня состав­ляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов), что меньше необходимого прожиточного минимума. Корпо­ративно-профессиональные пенсионные системы не явля­ются в Великобритании обязательными. Более того, права их участников в течение первых двух лет страхования прак­тически не защищены. В связи с этим значительная часть бри­танцев для обеспечения достойного уровня жизни в старости вкладывает деньги в частные страховые фонды. Государство в свою очередь стремится поддерживать это, выдавая некото­рым частным страховым фондам необходимые субсидии.

Право на пенсию по системе государственного страхования имеют в Англии мужчины по достижении 65-летнего, а жен­щины — 60-летнего возраста при условии выплаты страхо­вых взносов в государственный Национальный страховой фонд в течение 35 лет. У тех, у кого стаж работы меньше, со­кращается и пенсионное пособие. Англичане могут выходить на пенсию и несколько раньше или позже установленного возраста. В данном случае соответственно уменьшается или увеличивается размер пенсионного довольствия. Причем большинство пенсионеров так и делают. В начале 2000-х гг. средний возраст выхода на пенсию составлял в Великобри­тании: 62,6 лет для мужчин и 63,4 лет для женщин.

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х—2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Отличительной особенностью британской модели соци­альной работы является приоритетная социальная роль му­ниципалитетов при сохранении существенного влияния го­сударства в социальной защите. Как уже отмечалось, частные агентства занимают важное место в системе социального об­служивания Англии. Однако основным субъектом в сфере социальной работы здесь являются муниципалитеты.

В течение последних трех десятилетий при городских и сельских сове­тах функционируют муниципальные социальные учрежде­ния — отделы индивидуальных услуг населению, выполня­ющие основной объем социальной работы на местах. Большая часть британских социальных работников трудит­ся именно здесь.

Муниципальные социальные учреждения Англии предо­ставляют услуги на дому после внимательной оценки потреб­ностей клиента, которому оказывается помощь в ведении до­машнего хозяйства, уборке жилых помещений, приобретении продуктов, стирке белья, доставке обедов на дом. Для наибо­лее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой». В практике соци­ального обслуживания на дому пожилых и инвалидов использу­ются инновационные технологии. Одной из них является схема самообслуживания, разработанная и апробированная во второй половине 90-х гг. департаментом социальных служб графства Хэмпшир. По этой схеме обслуживаемый вправе сам нанять себе до семи человек—помощников: один, например, может помогать инвалиду одеваться ежедневно в течение часа, дру­гой — помогать мыться, третий — закупать продукты и гото­вить пищу, четвертый — регулярно убирать жилье и т. д.

Профессиональный социальный работник, задействован­ный в Великобритании в муниципальных службах социаль­ного обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добро­вольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления. Им составляются индивидуальные програм­мы обслуживания клиентов. В течение года они несколько раз пересматриваются. Изменения в составе услуг осуществ­ляются с учетом состояния и пожеланий обслуживаемых.

С 1987г, во всей Великобритании необходимым условием для занятия должности социального работника стало наличие соответствующей квалификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: