Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа

Логопедический массаж — активный метод механическо­го воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого ап­парата. Он может проводиться на всех этапах коррекционно-го воздействия, но особенно значимо его использование на на­чальных этапах работы. Нередко массаж является необходи­мым условием эффективности логопедического воздействия.

Преодоление артикуляторных нарушений, как правило, сочетается с логопедическим массажем, который проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артику­ляционной гимнастикой.

К основным приемам массажа относятся: 1 — поглажива­ние, 2 — растирание, 3 — разминание, 4 — вибрация и покалачивание, 5 — плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симп­томатики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры ис­пользуются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, покалачивание.

При повышенном тонусе используются, в основном, погла­живание и легкая вибрация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакции организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижа­ется возбудимость массируемых тканей, а значит, снижение их тонуса. Такой прием оказывает успокаивающее воздейс­твие, вызывает приятное чувство тепла. В свою очередь эти воздействия повышают эластичность мышечных волокон, работоспособность мышц, улучшается эластичность связоч­ного аппарата.

Энергичные, быстрые и ритмичные движения при массаж­ном воздействии повышают возбудимость массируемых тка­ней, облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови, повышают активность мышечных во­локон.

Основные цели логопедического массажа:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

Уменьшение проявления парезов и параличей мышц ар­тикуляционного аппарата;

Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

Стимуляция проприоцептивных ощущений;

Увеличение объема и амплитуды артикуляционных дви­жений;

Активизация тех групп мышц периферического речево­го аппарата, у которых имелась недостаточная сократи­тельная активность;

Формирование произвольных, координированных дви­жений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшест­вовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Меди­цинское заключение содержит указание на наличие невроло­гической симптоматики, в том числе указание на форму паре­за (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, ру­ководствуясь клинико-педагогической классификацией, пос­ле чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отме­чаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого ап­парата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состо­яния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

На основании результатов диагностического обследования составляется комплекс массажных приемов, намечается пос­ледовательность, методика их проведения и ориентировочно

Дозировка и только после этого приступают к логопедическо­му массажу.

Другой методикой массажа является массаж биологически активных точек. Этот массаж также направлен на нормализа­цию тонуса мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата.

Овладение техникой массажа требует обучения у специа­листа. Вместе с тем существуют простейшие массажные дви­жения, которые направлены также на нормализацию тонуса. В дополнение к массажу можно использовать покалачивание пальцами (как при игре на фортепиано палец за пальцем) по губам и щекам, одновременное похлопывание по щекам сло­женными на подбородке руками. Цель сложения рук на подбо­родке состоит в тесном удержании рук на лице ребенка и пре­дотвращении сильного похлопывания. Можно пошлепывать двумя пальцами одной руки в виде игры. Это особенно эффек­тивно, если ребенок при этом открывает и закрывает рот.

В качестве массажера может быть использована мягкая пластиковая зубная щетка, надеваемая на палец. Ее конец можно использовать для поглаживания щек, языка, десен ребенка. Этой щеткой можно массировать язык во всех на­правлениях. Мягко вращая щетку то в одну, то в другую сто­рону, можно «пощекотать» все части языка. Для повышения воздействия массажной щетки ее погружают в ледяную воду, лимонад. Этой щеткой можно массировать внутреннюю сто­рону щек, твердое нёбо. При проведении этих процедур необ­ходимо быть внимательным, чтобы не ударить зубы, десны или язык. Дети получают удовольствие от этих действий, особенно, если они смотрят на себя в зеркало.

Другим массажером может служить ручной вибратор ми­нимального режима действия. Таким способам массажа мож­но обучить родителей и самого ребенка.

Приемы самомассажа могут использовать дети (подростки и взрослые), страдающие дизартрией. Самомассаж является действенным средством, дополняющим воздействие основно­го массажа, который проводится специалистом.

Как основной массаж, так и самомассаж стимулирует ки­нестетические ощущения мышц периферического речевого аппарата и способствует нормализации мышечного тонуса. Самомассаж может проводиться под руководством логопе­да не только индивидуально, но и фронтально, например, с группой детей. Самомассаж может быть включен в логопедическое занятие. Он может предварять или завершать арти­куляционную гимнастику (см. Е.А. Дьякова, 2005).

Поскольку у детей с дизартрией наряду с речевыми нару­шениями имеются нарушения тонуса мышц и низкий уро­вень развития тонких движений пальцев рук, то обязатель­но проводится массаж, пассивные и активные упражнения пальцев рук. В технику массажа входят следующие приемы:

Поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика до основания;

Похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя;

Похлопывание кистью ребенка по мягкой и жесткой по­верхностям, по руке педагога;

Вращение пальцев (отдельно каждого), круговые поворо­ты кисти, отведение — приведение кисти вправо, влево;

Поворот руки ладонью вверх (супинация) — ладонью вниз (пронация);

Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев;

Массаж щетками различной жесткости.

Напряжение мышц артикуляционного аппарата является препятствием, как к осуществлению, так и удержанию полу­ченного движения. Эти упражнения проводятся под контро­лем зрения, т.е. Перед зеркалом: логопед обращает внимание ребенка на то, что язык его выдвигается комом, твердый, на­пряженный и показывает на себе расслабленный язык — тон­кий, широкий, распластанный. Для сравнения можно дать пощупать ребенку мышцу расслабленную и напряженную (хотя бы двуглавую мышцу в области плеча). Высунутый ко­мом язык можно слегка похлопать шпателем, под влиянием чего мышца языка на короткий срок расслабляется, и он при­нимает распластанное положение. Эти упражнения, так же как и предыдущие, ведутся на выдержку: логопед ритмич­но считает от начального момента расслабления языка, губ и т.п. До конца его, побуждая ребенка увеличивать длитель­ность периода мышечного расслабления.

Для активизации голосовых связок, что бывает особенно необходимо при паралитических формах псевдобульбарного паралича, полезно дать пощупать ребенку напряжение звуча­щей гортани, прикладывая одну его руку к гортани логопеда, а другую — к начинающей вибрировать своей гортани, и фик­сировать его слуховое внимание на звучании.

Важно, чтобы звук сразу получался свободный, без излиш­него напряжения: ребенку нужно дать ощутить резонирова­ние грудной полости и следить за тем, чтобы подавал голос на выдохе и прекращал подачу, как только начнет чувствовать, что ему не хватает воздуха.

С каждым разом нужно стремиться увеличивать длитель­ность звучания. Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного «м», этот звук очень прост по арти­куляции, но требует направления воздушной струи из горта­ни в переднюю часть ротовой полости — к губам.

Серией упражнений на гласных вырабатывается длитель­ное и короткое звучание, понижение и повышение голоса. Очень большую роль могут сыграть занятия по пению. В ре­зультате их значительно выравниваются речевое дыхание, длительность, сила, звучание и модуляция голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: