Развитие артикуляционной моторики. Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позво­ляет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений

Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позво­ляет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений.

Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс артикулирования новых групп мышц до этого бездействовавших или увеличение подвижности мышц. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направле­ние, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным кон­тролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений. Зрительный контроль развивается постепен­но. Постепенно возникает ощущение и запоминание движе­ний, его оценка (кинестезический контроль).

Пассивная гимнастика языка

Выведение языка из ротовой полости вперед.

Втягивание языка назад.

Выведение языка вниз.

Поднимание языка вверх (к верхней губе).

Боковые отведения языка влево и вправо.

Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.

Поднимание кончика языка к твердому нёбу.

Плавные покачивающие движения языка в стороны. Пассивная гимнастика губ

Собирание верхней губы (поместив указательные паль­цы обеих рук в углы губ делают движение ими к сред­ней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку — хоботок.

Растягивание губ в улыбку и фиксация пальцами уг­лов рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетических ощуще­ний закрытого рта.

Создание различных укладов губ необходимых для про­изнесения гласных звуков («а», «о», «у», «и», «ы», «э»).

Активная гимнастика выполняется пациентом самостоя­тельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, переключаемости, скорости.




double arrow
Сейчас читают про: