Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позволяет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений.
Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс артикулирования новых групп мышц до этого бездействовавших или увеличение подвижности мышц. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным контролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений. Зрительный контроль развивается постепенно. Постепенно возникает ощущение и запоминание движений, его оценка (кинестезический контроль).
Пассивная гимнастика языка
Выведение языка из ротовой полости вперед.
Втягивание языка назад.
Выведение языка вниз.
Поднимание языка вверх (к верхней губе).
Боковые отведения языка влево и вправо.
Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.
Поднимание кончика языка к твердому нёбу.
Плавные покачивающие движения языка в стороны. Пассивная гимнастика губ
Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ делают движение ими к средней линии).
Собирание нижней губы (тем же приемом).
Собирание губ в трубочку — хоботок.
Растягивание губ в улыбку и фиксация пальцами углов рта.
Поднимание верхней губы.
Опускание нижней губы.
Смыкание губ для выработки кинестетических ощущений закрытого рта.
Создание различных укладов губ необходимых для произнесения гласных звуков («а», «о», «у», «и», «ы», «э»).
Активная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, переключаемости, скорости.






