Развитие дыхания

Одним из постоянных признаков дизартрии является на­рушение речевого дыхания, которое выражается в следую­щих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

Расширение физиологических возможностей дыхатель­ного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

Формирование длительного фонационного выдоха.

Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плав­ность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказыва­ния в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у дизартриков отмечается поверхност­ное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинс­тво практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называет­ся диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслаб­ления, в состоянии релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в поло­жении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнитель­ных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые при­емы. При этом должны быть учтены методические указания.

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Для детей дошкольного возраста дыхательные упраж­нения организуются в виде игры так, чтобы ребенок не­произвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания свя­заны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхва­том грудной клетки или из положения «вверху» дви­жутся вниз. Движения корпусом, как правило, связа­ны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного воз­раста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать дли­тельность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

В задачи развития голосовой функции входят: 1 — разви­тие силы и динамического диапазона голоса, 2 — формирова­ние навыков голосоподачи и голосоведение, 3 — развитие ме­лодических характеристик голоса. Работа начинается с изо­лированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспе­чивает выразительность речи. Эти упражнения начинают с диафрагмального вдоха, а затем на выдохе произносится дли­тельно звук «а». Звук должен произноситься легко и свобод­но. Рот должен быть широко открыт. Необходимо следить за тем, чтобы звук произносился в процессе выдоха и не преры­вался дополнительными вдохами (голос должен звучать без пауз). Для этого нужно, чтобы начало выдоха и фонации сов­падали во времени. Последовательность применения гласных звуков следующая «а», «о», «у», «э». Такая последователь­ность связана с тем, что звук «а» содержит в себе резониро­вание как высоких, так и низких тонов, и является наиболее простым в артикулировании. Остальные располагаются в за­висимости от сложности их артикулирования.

Перед ребенком с дизартрией ставится дальнейшая задача развития интонационно-мелодических характеристик голо­са. Для этого используется ряд гласных звуков с изменени­ем высоты голоса, придачи ему речевых интонаций вопроса, ответа, удивления. Работа над голосом на материале автома­тизированных рядов слов, словосочетаний. Таким образом, формирование голосоподачи переходит в развитие просоди­ческой стороны речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: