Фольклор

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь.Русский фольклор – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков.

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики.

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоревыражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Ноабсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

г) Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой". Распутинские старухи Анна и Дарья – носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства,воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности

д) Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов

Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: