Игровой фольклор

(считалки, игры)

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. В теоретиче­ском исследовании «Дети и игра», в разработке которого принимали участие специалисты ряда стран, отмечается:

«Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры крестьянских детей имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву.

Воспроизведение в них различных бытовых явлений и дел в присущей им строгой последовательности имеет целью путем многократного повторения их в виде игровых действий с малых лет привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить их к труду научить правилам поведения, познакомить с традициями и обычаям. Сегодня все реже в детском быту встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом; некоторые игры упрощаются и превращаются в спортивные.

В настоящее время большой популярностью в среде сельских и городских детей пользуются игры с веревочкой (скакалкой) и мячом.

Условно игры можно разбить на три основные типологические группы:

- драматические;

- спортивные;

- хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движении.

Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них также нередко исполняются игровые припевы, в таких, например играх, как «Прятки», «Колдуны», «Перечина».

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:

- круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»);

- в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые хо­тят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;

- хороводные шествия - это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змей­кой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

Сгруппировать детские игры можно на одиночные, групповые или совместные.

Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки.

В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники.

Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии». Считалки имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки.

Считалки относятся к широкому бытующему и непрерывно развивающемуся жанру – наряду с традиционными образами в них нередко возникают и новые, современные, отражая постоянное обновление повседневной жизни детей и их восприятия.

Задача считалки — помочь подготовить, организовать игру. Важная организующая функция считалки как пролога игры, она объединяет коллектив детей в единое целое, помогает выбрать вожаков игры и распределить в ней их роли, игры при этом могут быть самые разнообразные и по цели, и по исполнению. Характерные музыкальные интонации и поэтический текст считалок, воздействуя на детей эмоционально, настраивают их на игру, заражают игровым задором.

По признаку композиционного строения считалки можно разделить на две группы:

1) «заумные»;

2) сюжетные.

Основу построения сюжетных считалок составляет повествовательное или драматическое развитие сюжета, нередко в этом качестве детьми используются и прибаутки. Следует отметить во многих считалках наличие счета, в некоторых встречающихся в них числовых обозначениях сказывается тенденция к заумным словообразованиям: перводан-другодан, анзи-дванзи и т. п.

Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов — напевно интонированное скандирование.

Игровыми припевами или считалками в большинстве своем сопровождаются игры с веревкой и мячом

Игровые припевы иногда поют соло, но чаще всего группой в унисон. осознанного многоголосия в пении детей не наблюдается. В мелодическом отношении игровые припевы весьма разнообразны, каждой игре присущи особые характерные черты, свои интонации.

Детские игры видоизменяются под влиянием многих факторов: ускорения темпа жизни, увеличения объема информации. Приспосабливаясь к новым условиям, традиционные сюжеты, игровые песенки различных игр существенно трансформируются, и процесс этот нескончаем.

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, шуточные песни. Народ даже в тяжелых условиях жизни, оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п.

Однако дети нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Они способствуют психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом.

Дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает также прозвища, клички, присловья. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжерство, воровство (Ябеда - корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет и подходящий ответ обидчику, отговорку: «Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все - равно я - человек».

Поддевки - тоже вид сатирического детского фольклора. Они представляют собой диалог, в котором человек ловится на слове (Скажи Медь! - Медь. - Твой отец медведь).

Современная детская устная культура все более обособляется от культуры взрослых, изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, песни-переделки, а также на произведения, созданные профессиональными авторами.

Дети растут быстро. Взрослея, забывают детский фольклор так, как будто его никогда и не было в их жизни. На место повзрослевших приходят новые поколения детей. А детский фольклор живет долго, иногда - очень долго. Прочность традиции удивительна, ведь дети единственные в современном обществе передают свою культуру старинным способом - «из уст в уста», «делай, как я».

Вопросы для самоконтроля.

  1. Дайте определение понятию «народная музыка».
  2. Что такое «фольклор»?
  3. Перечислите основные специфические особенности народной музыки?
  4. Какие виды народной музыки применяются в практике?
  5. Какова классификация народных музыкальных инструментов?
  6. Назовите основные песенные жанры?
  7. Назовите имя основателя первого оркестра русских народных инструментов?
  8. Дайте определение понятию «детский музыкальный фольклор»
  9. Назовите имя основателя первого русского народного хора?
  10. Какова классификация детского музыкального фольклора?
  11. Назовите основные песенные жанры детского календарного фольклора?
  12. Назовите основные песенные жанры детского потешного фольклора?
  13. Назовите основные песенные жанры детского игрового фольклора?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: