Литер. Н. основ-ся на узусе, но спец-но опекается, узаконивается, кодифицируется словарями, учебниками, законами. Языковое явление прежде,чем попасть в кодифицированный источник проходит процесс нормализации.(исторически длительный отбор наиболее употребительных единиц языковых вариантов). Нормализация не для всех единиц заканчивается кодификацией. Почему не совпадают рекомендации словарей:способов установления нормы несколько, кодификационные источники-результат коллективного или индивид-ого труда (разные критерии оценки грам.форм, стилистич-их помет), противоречивость самого языкового материала: выбор-этический («в разы», «мочить в сартире»), эстетический (пылесосю-шу), политический (РПЦ,Бог, не дай бог!),-может оказаться затруднительным.
Типы, виды нормы: 1. Языковая норма = кодифицированная (литер-ая) и некодиф. (узуальная)
2) Лит.норма (кодифицированная), внутри имеет 2 вида: императивная (всеобщая, обязательная, квартАл), диспозитивная (допускает выбор # бАржа – баржА, пЕтля – петлЯст. И мл. норма).
|
|
3. стилистическая (Ситуативная, функцион-речевая): 1. Стилевая – т.е. имеющий отношение к одному из пяти функ-ных стилей языка, закрепленный за определ сферой деят-ти (наука, быт, делопр-во, худож) 2. Собственно стилистическая – имеет в основе оценочную, эмоцион., экспресс. нагрузку. Оценка, эмоц, экспр-я передаются с помощью А) словообразовательных ср-в # брат ок – брат ишеч ка – брат ан; Б) стилист эффектов на синтаксич ур-не (при сочет слов) # гипсовая повязка/скульптура/лепка (гипс - материал) и гипсовая улыбка (гипс – застывш., нежив, неподвижн.)
Стилевые и стилистич нормы. Представляют собой специализацию речевых ср-в, в определ сфере общения они способствуют доходчивости, действенности, содерж-ти, эмоц-ти. В функц-ых типах речи могут быть задействованы любые единицы языка. Они могут быть общеупотребительными или функц-маркир., они могут соответств или несоотв литер нормам, т.е. находиться на периферии нац.языка. Всякое явл-е м.б. оправдано, если оно соотв хар-ру общения. Даже то, что противопоказано общ.литер.нормам находит функционально-оправданные направления и выступает как показатель стилистич разнообразия речи.
Требование единства стиля в совр речи оч часто наруш-ся в соответствии с жанровой задачей говорящего. # фельетон, памфлет.
Нарушение норм м.б.: 1. показателем неосведомленности, неграмотности говорящего.
показ-лем нервного, психич расстройства, 3. показ-лем наличия стил приемов в тексте.
30-40 гг. - современ.
Дипломник (разов) - дипломант
абитуриент (раньше абитуриент = выпускник) - выпускник
диалектический (относится к диалектике) – диалектный (относится к диалекту).