Органическая

· Герберт Спенсер (XIX в.)

Зачатки теории – еще у Платона и Аристотеля.

Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм.

Спенсер считал:

1. Общество и государство есть организм, поэтому их сущность можно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и функциях общества и государства может быть объяснено по аналогии с функциями анатомии и физиологии.

2. Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Таким образом, суть органической теории такова:

1) указывает на связь естественных и общественных законов. Законы социальной жизни предопределяются законами естественными.

Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладая сознанием и волей. Первично он является творением природы, затем – членом общества, а затем - гражданином государства. Исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества и государства. В общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития;

2) вводит системный признак в понятие общества и государства. Общество и его государственная организация – это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

Обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни.

Разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы. Это является свойством всякого экономически развитого общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы;

3) разность самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении.

Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими;

4) государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями живого организма.

5. Теория насилия. Ее основоположниками являются:Шан Ян (IVв. до н.э), Евгений Дюринг (1833 – 1921), Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938).

Государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.

Внешнее насилие – завоевание одного народа другим (Гумплович, Каутский).

Внутреннее насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими (Дюринг).

Таким образом,

1) элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства;

2) монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор являются определяющим атрибутом государства.

Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: