Содержание.
Свободе передвижения капиталов в целом посвящены сегодня ст. 56 — 60 Договора о ЕС. Запрет на любые ограничения передвижения капиталов и платежей:
-между государствами-членами;
-между государствами-членами и третьими странами.
Передвижение капиталов характеризуется следующим.
· это финансовые операции, связанные с инвестированием.
· такое инвестирование должно производиться в другое государство.
· невозвращение финансовых ресурсов в страну первоначального нахождения в разумный срок.
Сформулировав основные признаки передвижения капиталов именно таким образом, Суд практически свел его к понятию «передвижение инвестиций».
В отличие от передвижения капиталов, передвижение платежей включает следующие компоненты:
· простые передвижения в иностранной валюте;
· передвижение между двумя государствами-членами;
· использование валюты одного из государств-членов.
· (трансграничные платежи в евро).
Директива 88/361/ЕЭС дифференцирует передвижение капиталов на 12 групп и устанавливает порядок их движения в наличной и безналичной форме.
|
|
В сфере текущих платежей сегодня важнейшим актом является Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 2560/2001 от 19 декабря 2001 г. о трансграничных платежах в евро. Этот документ применяется к трансграничным платежам, превышающим 50 тыс. евро. Регламент называет три вида такого рода платежей: 1) трансграничные кредитные переводы; 2) трансграничные электронные платежи; 3) трансграничные чеки.
Вопросы переводов подробно регулирует специально посвященная им Директива Европейского парламента и Совета 97/5/ЕС от 27 января 1997 г. о трансграничных кредитных переводах.
Ограничения.
Два аспекта свободы: внутренний, который касается ее реализации между государствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижения капиталов и платежей между ними и третьими странами.
ст. 58 содержит перечень мероприятий государств-членов, которые могут ограничивать внутренний аспект передвижения капиталов. Это:
· применение различий в налоговом законодательстве между налогоплательщиками;
· применение необходимых мер по предотвращению налоговых правонарушений, включая контроль;
· введение обязательного декларирования данных о движении капиталов;
· ограничения по мотивам публичного порядка и государственной безопасности.
В отношении ограничений внешнего аспекта ситуация несколько более сложная. Можно выделить три группы таких ограничений:
1. Ограничения statusquo. Их определяет ст. 57 Договора о ЕС. Это ограничения на передвижение капитала с третьими странами, введенные государствами-членами или Сообществом до 31 декабря 1993 г. и не отмененные по сей день. Такие ограничения могут касаться четырех основных областей финансового сектора: 1. прямые инвестиции в предприятия; 2. вложения в недвижимость; 3. предоставление финансовых услуг; 4. допуск ценных бумаг на финансовый рынок.
|
|
2. Ограничения, связанные с функционированием ЭВС (экономический валютный союз). Этим мерам посвящена ст. 59 Договора о ЕС. Такие меры вводятся исключительно на уровне Сообщества По своей природе это защитные меры, они еще ни разу не применялись на практике. Только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев.
3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в качестве международных санкций котношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут подобные ограничения в отношении капиталов и платежей. М.б. коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи (например, Афганистана) и одностороннее финансовое.
Билет3