Социально-культурное проектирование как технология (сущность, этапы, методы)

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить

философско-теоретическое проектирование – конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления;

духовно-ценностное проектирование – создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве;

художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего субъекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института.

Технология проектирования представляет собой развертывающуюся в определенной последовательности систему аналитических процедур и мыслительных операций.

1 ЭТАП: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Исходной операцией в процессе проектирования является анализ ситуации.

Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность, организация, регион. С помощью этой системной категории выделяется некая структурная и динамическая целостность, характеризующаяся набором устойчивых компонент - условий, факторов, механизмов, ценностей, целей, намерений и т.п. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. В качестве объекта анализа могут выступать: 1. совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения; 2.ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей; 3. обстоятельства жизнедеятельности определенной социальной категории или группы. Характеристика ситуации осуществляется по двум базовым параметрам: 1.проблемы (несоответствие реального и нормативного, которое фиксируется неким субъектом); 2. ресурсы.

Ведущая технология, используемая на данном этапе – проблематизация. Она включает в себя несколько операций: 1.диагностику всей совокупности проблем. 2. ранжирование проблем 3. установление причинно–следственной зависимости между различными группами проблем; 4. классификацию проблем по различным основаниям 5. позиционирование проблем – определение тех социальных сил, структур и субъектов, для которых данная проблема актуальна.

2 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТОРИИ ПРОЕКТА

На данном этапе проектирования проблемная ситуация конкретизируется и обретает определенность в виде сложно структурированного субъекта, которому адресуется содержание проекта. В состав аудитории входят целевые и контактные группы, а в некоторых видах проектирования - участники разрабатываемой акции.

Основными параметрами, с помощью которых осуществляется характеристика аудитории проекта, являются:

1. проблемы, носителем которых является данная общность;

2. социально–культурные особенности;

3.ресурсы, доступные целевым или контактным группам, которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

В итоге необходимая для инициатора проекта аудитория формируется как результат целенаправленных проектных усилий.

3 ЭТАП: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель – это «предмет стремления», желаемая ситуация в будущем, это осознанное и вербализованное предвосхищение результата действий.

В технологическом плане цель представляет собой «перевернутую» проблему–следствие. Задачи – конкретные шаги по достижению цели, которые, с одной стороны, связаны непосредственно с проблемной ситуацией, с другой – они обозначают действия, необходимые для ресурсного обеспечения проекта.

Последняя операция на данном этапе – фиксация необходимых результатов. При этом выработка критериев и показателей эффективности производится в соответствии с задачами. Смысл всех операций на данном этапе можно выразить формулой: содержательный модуль «причина – следствие» «цели – задачи – результат».

4 ЭТАП: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОЕКТА.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы – это пути и способы достижения целей и решения задач, средства – совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма – это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

5 ЭТАП: РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

Предварительно составляется бюджет проекта. Основные задачи этапа:

определить характер и объем затрат;

выявить и привлечь необходимые для решения проектных задач ресурсы.

определить социальные силы поддержки – те структуры, которые могут быть заинтересованы в реализации проекта.

Если проект не имеет явного коммерческого характера, то естественным финалом, завершающим проектную логику, должна стать программа фандрайзинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: