Современные технологии обучения и воспитания

Технологический подход к образованию. Подход - комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов, в познании и/и практике, характеризующий конкурирующие между собой или исторически сменяющие друг друга стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Чем можно объяснить появление новых подходов в образовании? Построение процесса обучения в соответствии с пед.технологией появилось не на пустом месте. Еще во времена Коменского появились идеи о таком методе, чтобы достигались цели обучения. В 40г. 20в. сформировалось понятие «пед.технология». Внедрение понятия «технология» было обосновано тем, что и ученых и практиков волновал вопрос гарантированного достижения результатов обучения и воспитания. Существуют два направления технологического подхода: технологизация и технизация. Технизация – использование в этом процессе всевозможных ТС. Технологизация – технологичное проектирование цели и их реализацию. Технологизация процесса обучения. В российской педагогике Технологизация - гибкое управление полноценным развитием личности обучаемых, с учетом гуманизации этого процесса. В зарубежной педагогике Технологизация - индивидуализация обучения, управление процессом усвоения знаний в условиях широкой технизации и электронизации, внедрение нетрадиционных моделей обучения (школа –парк и т.д.). Технологичность образовательного процесса: 1.Технологизация целей образования 2. Технологизация взаимодействия целей и содержания образования 3. Технологизация представления учебной информации 4. Технологизация понятийного аппарата (корреляция – взаимосвязь базовых понятий) 5. Технологизация взаимодействия участников ПП 6. Технологизация получения обратной связи – мониторинг качества Технологизация педагогического процесса в начальной школе решает цели трех типов: готовит ученика к обучению в основной школе, то есть соблюдает интересы государства; формирует ученика как члена социума, овладевшего социальным опытом, ценностями, нормами, то есть соблюдает интересы общества; развивает ученика как активного, инициативного и думающего индивида, то есть соблюдает интересы личности.

Педагогическая технология - это не просто использование ТСО или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Целью педагогической технологии является поиск стратегических путей технологизации обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами. Объектами: цели, содержание, организационные формы, взаимодействие субъектов ОП, процедуры самоуправления и творческого развития обучающихся. Предметом: проектирование и реализация педагогических технологий. Продуктами: алгоритмы целесообразного и эффективного поведения субъектов ОП, педагогическая компетентность, успешность и конкурентоспосбность обучающихся.

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целе-направленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: