№ п/п | Характеристика конкурентов | Основные конкуренты | |
первый | второй | ||
Объем продаж, натуральные показатели | |||
Занимаемая доля рынка, % | |||
Уровень цен | |||
Финансовое положение (рентабельность) |
Окончание табл. 4
Уровень технологии | |||
Качество продукции | |||
Расходы на рекламу | |||
Привлекательность внешнего вида | |||
Время деятельности предприятия, лет |
Анализ основных конкурентов производится с позиции конкурентоспособности предприятия и впускаемой им продукции, при этом необходимо уделять внимание тем характеристикам и показателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, т.е. отражают уровень конкурентоспособности.
Каждый показатель должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для предприятия, так и для конкурентов. При этом расхождение сумм более, чем на 20 % в меньшую сторону по сравнению с конкурентами подчеркивает тяжелое положение на предприятия с точки зрения конкурентоспособности, а более 40 % - о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.
Г. Весьма важным для успеха бизнеса является также выбор ценовой стратегии.
Необходимо определиться, что для вас предпочтительнее:
высокое качество и высокая цена
Такая стратегия применима, если вы давно работаете на данном рынке и имеете возможность производить и реализовывать элитный, дорогостоящий товар;
· низкое качество и низкая цена
Выбор такой стратегии разумен, если вы только выходите на новый для себя рынок либо склонны работать на объеме, ориентируясь на широкие низкооплачиваемые слои населения;
· низкое качество и высокая цена
Если у вас есть возможность монопольно занять весь рынок, опередив конкурентов, то такая стратегия может быть обоснованна. Но в большинстве случаев долго придерживаться ее не удается.
· высокое качество и низкая цена
Обычно это либо кратковременная рекламная акция, либо сезонная распродажа. Длительное время следовать такой ценовой стратегии невозможно.
Вышеперечисленные стратегии возможны как в чистом, так и в смешанном виде. Например, начинаем с низкого качества при низкой цене, а заканчиваем высоким качеством при высокой цене и т.д.
Д. После того как выбрана ценовая стратегия, следует определиться с ценовой политикой. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
* каково возможное время реализации продукции или услуг?
* возможны ли задержки платежа после поставки продукции и насколько они критичны?
* каковы условия оплаты продукта или услуги потребителям: -
- по факту;
- с предоплатой;
- в кредит;
* предусмотрены ли штрафные санкции при несвоевременной оплате и в чем они заключаются?
* предусмотрены ли различные виды скидок и льгот для оптовых, постоянных покупателей и т.д.
Возможные каналы распределения товаров представлены на схеме 1.
Производитель
Потребитель | Производитель
Розничный торговец Потребитель | Производитель
Оптовый торговец Розничный торговец Потребитель | Производитель
Оптовый торговец Мелкооптовый торговец Розничный торговец Потребитель |