Субъекты культурной политики, их функции

Баланс культ/процессов сохр-ия и изменения обеспечивается за счет реш-я в рамках гос.КП комплекса задач, включающих: – сохр-ие культ.достояния нации и его передача будущ.поколениям; – восп-ие у граждан интереса, любви и уважения к культ.наследию как св.народа, так и др.народов мира; – худ. и эстет.восп-ие подраст.поколения, поддержка мол.дарований и воспроизводство творч.элиты; – созд-е условий д/интеграции культ.потенциала каждого этноса в дух.жизнь всей нации; – поддержка негос. орг-ций, способствующих развитию культ.жизни; – выработка механизмов противодействия экспансии явл-ий масс.коммерч.К., ведущ.к деградации личности, угрожающих как сохр-ию самобытности нац.К., так и культ.разв-ию чел-ва в цел.; – обеспечение мин.культ.разв-ия соц-но ослабленным категориям населения; – созд-ие условий д/разв-я благотворительности в сф.К. и привлечения инвестиий; – подготовка кадров, способных осуще-ть орг.-управлен., консульт., худ.-творч., науч.-исслед., эксперт.деят-ть в сф.К.

Субъект КП отличается многосложностью и полиструктурностью. В э-м кач-ве выступают гос.органы управления, орг-ции и учр-ия, а также различ. субъекты культ.жизни (отд.люди, общест.объединения, инициативные гр., субкультурные общности), имеющие цели, средства и ресурсы.

Особ.место в э-м ряду занимает гос-во. Э.обусловлено тем, что если все др.субъекты д/реализации св. целей используют свои же ресурсы, то гос-во реализует цели КП за счет средств налогоплательщиков. В э-й связи осн.задача гос-ва в КП – учет, согласование и реализация интересов всех субъектов культ.жизни.

Объект КП вкл.в себя несколько уровней: 1 – К. как мат. и дух. среда обитания, как форма и сред-во реализации творч.потенциала личности; 2 – макро и микроусловия разв-ия культ.жизни, а также эконом., мат.-тех., прав., кадр. ресурсы. В э-й гр. особ.место занимает инфраструктура К., обеспечивающая созд-ие, сохр-ие, экспонирование, трансляцию и воспроиз-во культ.ценностей, разв-ие культ. жизни и творчества. В орг.-управлен.контексте феномен К. вкл.: 1) Культ.-истор.наследие, кот. вкл.традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архив. и библ. фонды, коллекции, лич.архивы; историко-культ.памятники; уникальные ландшаф.зоны и местности археологического, истор. и науч. значения, совр.сооружения, представляющие особ.ценность с (.) зр. истории, иск-ва или науки, а также др.предметы и явления, обладающие историко-культ.ценностью; 2) Культ.деят-ть различ.соц.-проф.гр. по созд-ю, сохр-ю, распространению и потреблению дух.ценностей.

Опред-ие приоритетов КП предполагает конкретную мировоззренческую позицию ее субъекта. Его самоопред-ие по отношению к объекту регулирования может осуществляться в пространстве двух альтернатив: ориентация на разв-е или на сохр-ие. Постановка и хар-ер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важн. последствия – как с (.) зр. успешности реализации проекта, так и с (.) зр.оптимальности, органич-ти, полезности осуществленных преобразований.

В зав-ти от позиции субъекта управления выд-ся 2 типа управл.стратегий: 1. ориентирован на макс. понимание и учет специфики той К., кот.становится объектом регулирования и проект.деят-ти. В э-м случае цель сост-т в созд-и условий, обеспечивающих сохр-ие культ. ареала региона – объекта внедрения проекта, а уже потом – саморазвитие субъекта К. Процессы разв-ия сами запускаются как бы “поверх” целей на сохр-ие и стабилизацию ситуации. 2. доминирующей задачей явл-ся экспорт собс. культ. образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культ.контекст, кот.благодаря э-у модифицируется, “искусственно” преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить совр.процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культ.моделей, кот.экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и СК контекстах. Культ.образец рас-ся субъектом проектировщиком в кач-ве идеального сост-ия “чужой” К., при э-м последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен вкл. в себя не только условия внедрения культ.образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия. Идея разв-ия, лежащая в осн.дан. типа проектов, опред-ся в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той К., кот. явл-ся объектом проект.деят-ти. Когда в рез-те рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели разв-я. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения нов.культ.норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.

Культурная политика - деятельность государства в целях реализации прав всех субъектов общества свободно участвовать в культурной жизни, обеспечения сохранения и обогащения культурной самобытности, развития межкультурных контактов.

Модели культурной политики.

По характеру взаимоотношений между государством и культурой можно выделить две базовые модели.

1. Государство непосредственно руководит культурой, принимая решения о субсидиях, их размерах и адресности (Германия, Франция, Австрия, Швеция).

2. Государство вмешивается в вопросы развития культуры в незначительной степени (например, законодательное обеспечение охраны памятников, регулирование правоотношений в сфере культуры и т.п.). Роль государства невелика и сводится в основном к оказанию финансовой помощи. Ведущая роль в управлении культурными процессами делегируется государством частному предпринимательству, (США, Англия, Финляндия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: