double arrow

Часть 3. Уровень С

С1. Правильный ответ:

- ощущения;

- восприятие;

- представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

- в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

- позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

- в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

- если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

- ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

С6. Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции:
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития

общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития

нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и

реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных

механизмов регулирования экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения.

3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.

Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку

зрения.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:

— обыденное (повседневное);

— философское;

— средствами искусства;

— научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:

— использование специальных методов;

— сбор систематической информации;

— доказательность;

— проверка и перепроверка полученных данных

3) Содержание ответа должно отразить следующее:

— недостаточная доказательность ненаучного познания;

— возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит».

В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

— экспериментальный метод и метод корреляции;

— в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из
изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

— выдвижение гипотез;

— построение теорий.

С9.

1) Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение

отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши

знания об этих фактах истинны»?

Возможный вариант ответа:

1) истина – реальный факт - это «соответствие между нашей

мыслью и действительностью», это действительность,

осмысленная нами; истина – это факт, глубоко осмысленный нами

2) позицию автора отражает второе суждение («Наши знания об

этих фактах истинны»).

Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе

суждение 2

Правильно сформулирована трактовка истины, или названо

второе суждение 1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 2

2)Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем

оно?

Возможный вариант ответа:

1) различие есть;

2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она

подлежит нравственному осуждению; заблуждение – это

объективное несовпадение данного положения с истиной

(непреднамеренное, не связанное с умыслом субъекта).

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной

(умственной) деятельности человека, направленной на

постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным

взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой

вывод обоснуйте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысла) Баллы

Возможный вариант ответа:

1) необходимость мыслительной деятельности показана в

последнем абзаце текста;

2) позиция автора соответствует современным представлениям,

3) согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности

перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже

имеющимся знанием.

4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания?

Какие методы помогают науке добывать истинное знание?

Возможный вариант ответа:

1)наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким

образом «восстанавливает подлинный ход вещей», т.е. добывает

истину; основные методы научного познания:

2) теория;

3) эксперимент;

4) моделирование;

5) наблюдение.

С10.

1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений

науки.

Ответ:

Могут быть приведены следующие определения науки:

1)«теоретическое систематизированное представление о

мире…»;

2)«система знаний и вид духовного производства»;

3)«специфическая деятельность человека по приращению

существующего и получению нового знания»;

4)«отдельные отрасли научного знания».

2)Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую

причину этих изменений они указали?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой

отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2)указание причины: переход к проблемному подходу в выборе

предмета исследования.

3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные

проблемы, которые являются предметом междисциплинарных

исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

Ответ:

Могут быть указаны такие проблемы, например:

-проблема социальной сущности человека (изучают психология,

социология, социальная антропология, философия, педагогика и

др.);

-процесс социализации личности (изучают педагогика,

психология, социология, культурология, политология,

правоведение и др.);

-экологические проблемы (изучают биология, география,

социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны другие проблемы.

4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом

современного общества. Приведите три примера влияния

современной науки на общество.

Ответ:

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1)динамично развивающаяся наука требует притока

квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера

образования;

2)изменение социальных реалий в связи с достижениями науки,

в т.ч. применение кибернетических моделей;

3)происходит изменение экономической структуры общества, в

т.ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: