Аудит учета основных средств

Аудит основных средств рассматривается исключительно как проверка, направленна на выявление недочетов в области налогового или бухгалтерского учета. Однако, комплексный подход к проведению аудита этого вида и оценке его результатов может дать информацию не только о состоянии учета как такового, но и о ряде важных аспектов бизнес процессов. Например, об уровне материальной ответственности применительно к основным средствам, об их сохранности, о решении вопросов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом основных средств, в частности обоснованностью расходов или регулярностью профилактических мероприятий и др.

При грамотном подходе, проблемы в этих областях могут быть выявлены в ходе аудита на базе бухгалтерского учета, без проведения более дорогого технического аудита. Конечно, подобные вопросы актуальны для средних и крупных предприятий, имеющих большое количество основных средств, где вопросы оптимизации расходов на приобретение основных средств либо на поддержание их в рабочем состоянии становятся существенными.

Кроме того, аудит учета основных средств очень важен с точки зрения корректного заполнения бухгалтерской отчетности, а так же исчисления некоторых налогов. В первую очередь от правильного отражения операций с основными средствами зависят такие налоги как: налог на имущество, налог на прибыль, транспортный налог.

В рамках аудита основных средств будут проверены операции по следующим счетам бухгалтерского учета:

01 - «Основные средства»;

02 - «Амортизация основных средств»;

03 - «Доходные вложения в материальные ценности»;

07 - «Оборудование к установке»;

08 - «Вложения во внеоборотные активы»;

20, 25, 26 и др. счета учета затрат в части учета расходов на ремонт основных средств и их техническое обслуживание;

001 - «Арендованные основные средства»;

011 - «Основные средства сданные в аренду».

Проверке подвергаются все первичные документы, относящиеся к операциям с основными средствами: документы, полученные от поставщиков, инвентарные карточки, инвентаризационные ведомости, дефектные ведомости, документы подтверждающие проведение ремонта или реконструкции, служебные записки и пр.

Проверка начинается с оценки правильности классификации поступающего объекта. Оценивается соблюдение стоимостного критерия отнесения объекта к основным средствам, утвержденному в учетной политике предприятия. Оценивается соответствие объекта понятию амортизируемого имущества для налогового учета (ст. 256 НК РФ). Также оценивается правильность определения амортизационной группы объекта и определения срока полезного использования. Казалось бы – довольно простые задачи, однако в деятельности каждой организации встречаются неоднозначные случаи, либо технические ошибки.

Если речь идет о расходах, то проверяется правильность их классификации. Например часто возникают затруднения при решении вопроса: расход является расходом на модернизацию или на капитальный ремонт, либо к какому виду ремонта относятся работы — к капитальному или текущему.

А от решения подобных вопросов зависит не только порядок учета и аудита основных средств, но и правильное исчисление налога на прибыль и налога на имущество, а также их решение влияет на гражданско-правовой аспект взаимоотношений проверяемой организации (например если речь идет об арендуемых или сданных в аренду основных средствах). Как известно затраты по реконструкции (модернизации) увеличивают первоначальную стоимость основного средства, а затраты на ремонт списываются единовременно. В том случае, если предприятие арендует помещение, важно определить произведены ли неотделимые улучшения или же был просто ремонт.

Аудиторы проверят своевременность отражения имущества в составе основных средств. У каждой организации от этого зависит правильное исчисление налога на имущество, но в ряде случаев решение этого вопроса также влияет и на расчеты с другими организациями.

Для правильности начисления амортизации, проверяется правильность отнесения объекта к соответствующей амортизационной группе. Это важно так же если предприятие приняло решение о применении амортизационной премии. Особое внимание уделяется основным средствам, которые не амортизируются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Если в учете есть земельные участки, в обязательном порядке проверяется исчисление земельного налога.

Также проверяются операции с лизинговым имуществом, если таковые есть у организации.

Пристальное внимание уделяется объектам недвижимости. Аудиторы проверят все документы касающиеся данных объектов. Если недвижимость арендуется, проанализируют договор аренды.

Особое внимание уделяется случаям выбытия основных средств (реализации). В первую очередь недоамортизированных и тех, по которым применялась амортизационная премия. Ведь убытки от реализации основных средств учитываются в особом порядке, а если основное, по которому применялась амортизационная премия было реализовано ранее чем через пять лет с момента ввода в эксплуатацию, то премию необходимо восстановить.

Безусловно аудит не обойдет вниманием систему внутреннего контроля за сохранностью основных средств. По общему правилу, инвентаризация основных средств должна проводится не реже одного раза в три года. На предприятии должна действовать постоянно действующая комиссия по контролю за движением основных средств.

Можно обобщить, что в ходе аудита основных средств проводятся следующие процедуры:

Оценка правильности классификации поступающего объекта как для бухгалтерского, так и для налогового учетов;

Оценка соблюдения стоимостного критерия отнесения объектов к основным средствам;

Оценка правильности определения амортизационной группы объекта и определения срока полезного использования, расчета амортизационных отчислений;

Проверка классификации расходов, связанных с основными средствами (текущий, капитальный ремонты, реконструкция, техническое обслуживание и пр.);

Проверка своевременности отражения имущества в составе основных средств, а также влияние этого фактора на правильность исчисления налогов и корректность расчетов с контрагентами;

При наличии земельных участков, в обязательном порядке проверяется исчисление земельного налога;

Проверяются операции с лизинговым имуществом, если таковые есть у организации;

Пристальное внимание уделяется объектам недвижимости, проверяются все документы касающиеся данных объектов. Если недвижимость арендуется, анализируются договоры аренды;

Проверка правильности отражения выбытия основных средств (реализации). В первую очередь недоамортизированных и тех, по которым применялась амортизационная премия;

Аудит системы внутреннего контроля за сохранностью основных средств;

Иные мероприятия по решению аудитора.

Конечно в данной статье рассмотрены не все операции с основными средствами, которые будут подвергнуты проверке, а наиболее частыми. На практике встречаются самые разнообразные случаи. Однако аудиторы помогут вам разобраться с самыми уникальными ситуациями.

Результатом нашей работы, если вы закажете услугу по аудиту основных средств, будет подробный отчет, в котором мы указываем, что было подвергнуто проверке, какие выявлены нарушения или искажения, как исправить ситуацию, рекомендации, связанные с соответствующими операциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: