Лицензирование вещания в России

ФЗ “О связи”

· “Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиофещания в РФ….”

· Закон о СМИ/ Статья 31

Система лицензирования телерадиовещания в нашей стране, как и во многих других странах, предусматривает выдачу двух лицензий: на деятельность в области связи (на право использовать частоту для целей телерадиовещания) и собственно на вещание (на распространение продукции СМИ в определённой местности, на определённой частоте, с помощью передатчика определённой мощности). Для получения лицензии на вещание необходимо пройти процедуру регистрации средства массовой информации. Порядок выдачи лицензий первого вида (по связи) регулируется Федеральным законом «О связи» 1995 г. Он предполагает получение данных документов по заявлению лиц, которые владеют, пользуются и распоряжаются средствами связи. Эти лицензии выдаёт Министерство РФ по связи и информатизации без проведения конкурса тому, кто указан в лицензии на вещание. Впрочем, как будет показано ниже, руководство Министерства связи участвует в конкурсном отборе претендентов на вещание, проводимом Федеральной конкурсной комиссией (ФКК) при Министерстве печати.

Лицензию же на вещание выдаёт другое министерство — по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР). Министерству связи всё равно, кто будет использовать лицензируемую им частоту — телевизионная, пейджинговая, телефонная или радиокомпания, — главное, чтобы при осуществлении своей деятельности они не нарушали установленных технических параметров, требований и стандартов связи.

На сегодняшний день процедура получения лицензии на вешание зависит от потенциальной аудитории в зоне предполагаемой деятельности заявителя. Д ля вещания в городах с численностью населения 200 тыс. человек и менее существует порядок, предусмотренный Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. (№ 1359) «О лицензировании телевизионного вещания, радио-пещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации». Само постановление и основывается на Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г.(№ 2255) «О совершенствовании государственного управления и сфере массовой информации».

В соответствии с этим Положением претендентом на частоту может быть только юридическое лицо. Заявитель предоставляет копии редакционного устава и свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, некоторые другие документы. Он также вносит незначительную плату (до трёх МРОТ) за рассмотрение своего заявления. В свою очередь МПТР в месячный срок выдаёт заявителю лицензию в случае:

• наличия свободной частоты (а её «поиском и разработ­кой» занимается, как правило, сам претендент);

• отсутствия в представленных документах недостоверной информации;

• возможности заявителя вести вещание без нарушения ли­цензионных требований и условий (например, не нарушая технических, экологических или противопожарных норм и стандартов, требований самого Положения о лицензи­ровании телевизионного вещания), а также

• подтверждения оплаты лицензионного сбора, не превы­шающего 10 МРОТ.

В столицах субъектов РФ и в городах с численностью насе­лени я свыше 200 тыс. человек для выдачи лицензии на вещание порядок другой — здесь обязательно проведение конкурса. Такой порядок был установлен Постановлени­ем Правительства РФ от 26 июня 1999 г. (№ 698) «О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадио­вещание».

Дело в том, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает суммы, которые лицензирующий орган вправе взимать за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии; такой сбор с 2002 года составляет 1300 рублей. В свою очередь российское законодательство запрещает вводить новые налоги иначе как федеральным законом. Для того чтобы избежать обвинений в нарушении законодательства, правительство назвало этот сбор «единовременной платой за получение права на наземное эфирное телерадиовещание». На практике размер этого сбора составляет от 1 тыс. до 30 млн рублей, как правило, в зависимости от возможностей конкретно­го рынка. Полученные средства распределяются между федеральным бюджетом (60%), МПТР и Министерством связи (по 20%). Последние тратят их на работу самой Федеральной конкурсной комиссии, работу по сертификации частот, контролю за выполнением условий лицензии и на финансирование создания, как сказано в постановлении правительства, общественно полезных телепрограмм. Решение ФКК является обязательным, и победившему на конкурсе обязаны выдать свои лицензии как МПТР, так и Ми­нистерство связи. В тексте лицензии указываются: название и адрес лицензиата; наименование СМИ; вид массовой информации (ТВ, радио и др.); язык вещания; территория, покрываемая вещанием; периодичность и время вещания; частота вещания (помер канала); мощность передатчика; срок действия лицензии (как правило, пять лет). Имеющий лицензию на вещание может уступить её другому лицу только с согласия лицензирующего органа, с соответствующим переоформлением лицензии (ст. 31 la кона о СМИ). Получить согласие МПТР непросто, поэтому уступка лицензий чаще всего происходит через продажу получившей её телерадиокомпании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: