Искусство как способ философствования
Задание 1.
Выдающиеся произведения искусства представляют собой размышления о важнейших проблемах человеческого бытия. Это всегда новая формулировка «вечных, проклятых» вопросов и поиски ответов на них.
Приведите примеры таких художественных произведений.
В чем ценность именно такого рода философствования?
Возможно ли невербальное философствование (например, с помощью музыки, живописи?).
Переводимо ли художественное произведение на другой язык (с английского на китайский, с языка живописи на язык поэзии, языка музыки – на язык рационального академического рассуждения)?
Переводимы ли приведенные здесь стихи?
Хорхе Луис Борхес
Сыну
Не мной ты создан – всеми, кто доныне
Сменялись бесконечными родами
И лабиринт, что начат при Адаме,
Вели братоубийственной пустыней
С тех зорь (теперь – мифических потемок)
До нас, передавая как наследье, кровь, текшую в моем отце и деде
И вновь ожившую в тебе, потомок.
Все это – я. Мы все. Тысячелетний
|
|
Единый ряд с тобою и сынами
Твоими. Все, кто за и перед нами,
от красной глины до трубы последней.
Я переполнен ими. Сущность вечна
Во временном, чья форма скоротечна.[38]
Александр Городницкий
Элегия
Сентябрь сколачивает стаи,
и первый лист звенит у ног.
Известна истина простая:
свободен – значит, одинок.
Мечтая о свободе годы,
не замечаем мы того,
что нашей собственной свободы
боимся более всего.
И на растерянные лица
(куда нам жизни деть свои?)
крылом спасительным ложится
власть государства и семьи.
В углу за снятою иконой,
вся в паутине, пустота.
Свободен – значит, вне закона, –
как эта истина проста!
Входная дверь гремит как выстрел
в моем пустеющем дому.
Так жить нам вместе, словно листьям,
а падать вниз по одному.