Основные инструменты внешней торговой политики

Основными инструментами внешнеторгового регулирования, находящимися в распоряжении государства являются:

1. Тарифные методы;

2. Нетарифные методы;

3. Меры по стимулированию экспорта.

Классическими инструментами регулирования внешней торговли являются таможенная пошлина и таможенный тариф.

Таможенная пошлина - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров ценностей и имущества провозимого через таможенную границу страны[4]. Могут быть: импортными, экспортными, транзитными.

Таможенные пошлины выполняют функции налога, который повышает цену импортируемых или экспортируемых товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Кроме того, для многих стран, в том числе и России, таможенные пошлины являются важным источником поступления средств в государственный бюджет.

Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами с указанием величины ставок таможенных пошлин. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Они классифицируют товары в зависимости от отрасли, материалов, из которых они изготовлены, по степени обработки и т.п. Каждая позиция товара имеет цифровой код.

Существует несколько систем описания и кодирования товара, но они постепенно унифицируются. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товара (применяется с 1988 г.).

Таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения:

1) колонка максимальных (генеральных) пошлин, применяемых по отношению к товарам из тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений;

2) колонка минимальных пошлин, действующих в отношении товаров из стран, с которыми действуют торговые соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);

3) колонка преференциальных (льготных) пошлин. Этими пошлинами облагается импорт товаров из развивающихся стран, по списку ООН. Пошлина уменьшается в 2 раза по отношению базовой т.е. РНБ.

Выделяется также группа наименее развитых государств. Товары из этих стран вообще пошлинами не облагаются.

По способу взимания пошлины разделяются на:

- адвалорные - взимаются в процентах от таможенной стоимости товара;

- специфические - в виде твердой ставки взимаемой с веса, объема или штуки товара.

- смешанной - товар одновременно облагается и адвалорной и специфической пошлиной.

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.

В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов промышленно развитых стран составляет около 6%.

В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше, т.к. им необходимо защищать свою неокрепшую промышленность от иностранной конкуренции. Средний уровень ставок таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%[5]. Тарифные ставки растут по мере увеличения степени обработки товара.

Существуют положительные и отрицательные стороны применения импортных пошлин.

Положительные:

• пополняют бюджет государства;

• стимулируют отечественных производителей;

• способствуют становлению молодых отраслей.

Отрицательные:

• снижают уровень благосостояния в торгующих странах;

• способствуют увеличению монополизма на рынке, повышению цен, ограничению спроса.

Экспортные пошлины для стран с развитыми рыночными отношениями не являются характерными. Они делают экспорт товара менее выгодным и затрудняют его выход на мировой рынок.

Кроме экономических мер с помощью таможенных пошлин и тарифов решаются вопросы обеспечения национальной экономической безопасности, т.е. обеспечивается защита тех секторов национальной экономики, которые ощущают наиболее острую конкуренцию со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке.

Большинство экономистов выступает за либерализацию ВЭД и устранение пошлин, т.е. являются сторонниками свободной торговли. Свободная торговля обеспечивается через заключение международных соглашений. Они осуществляются как на региональном уровне, так и на общемировом.

Основными формами международной экономической интеграции являются:

- зона свободной торговли - два или более государств договорились отменить во взаимной торговле импортные пошлины. В отношении третьих каждая из стран участниц ведет самостоятельную торговую политику. Зона свободной торговли может считаться первой ступенькой тесного экономического сотрудничества (НАФТА, СНГ);

- таможенный союз - объединение независимых государств, которые не только объявили о свободной торговле, но и установили общий таможенный тариф в отношении третьих стран (ЕЭС, Россия-Белоруссия-Казахстан-Кыргызстан, Таджикистан);

- общий рынок - страны, участвующие в процессе интеграции, договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, т.е. капитала и рабочей силы;

- экономический союз - предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы также и координацию макроэкономической политики, унификацию законодательств в ключевых областях: валютной, бюджетной, денежной.

Нетарифные методы регулирования

Большинство современных методов регулирования внешней торговли относятся к нетарифным методам. Их значение постоянно возрастает. Нетарифные методы направлены главным образом на ограничение импорта и только в небольшой степени - экспорта.

Всю совокупность нетарифных методов можно разделить на две категории:

I. Методы, применение которых направлено на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. К ним относятся:

• лицензирование;

• контингентирование (квотирование);

• борьба с демпингом (пошлины);

• компенсационные пошлины;

• добровольное ограничение экспорта;

• система минимальных импортных цен.

II. Меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, а относящиеся больше к административным формальностям, но которые в некоторой степени ограничивают внешнюю торговлю. Сюда можно отнести:

• таможенные формальности;

• технические стандарты и нормы;

• санитарные и ветеринарные нормы;

• требования к упаковке, маркировке и разливу.

Наиболее распространенными инструментами прямого регулирования импорта, а иногда и экспорта является лицензии и контингенты (квоты).

Лицензия - это разрешение выдаваемое государством через специально уполномоченное ведомство на внешнеторговые операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по экспорту или импорту. Существуют два основных вида лицензий:

1. автоматическая (генеральная) - разрешение беспрепятственного ввоза или вывоза товара, включенного в списки в течение определенного периода времени.

2. неавтоматическая (разовая) - разрешает импорт (экспорт) определенного товара определенному импорту (экспортеру) с указанием:

• количества товара;

• стоимости;

• страны его происхождения (назначения);

• таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Включают в себя:

• глобальные квоты, т.е. такие, которые распространяются на конкретные товары в отношении всех стран;

• квоты, действующие в отношении отдельных стран;

• сезонные квоты.

Практически все промышленно развитые и развивающиеся страны применяют данные нетарифные методы. По оценке ЮНКТАД в 80-90 гг. количественные ограничения импорта составляли порядка - 12-13% в промышленно развитых странах, и - около 30% в развивающихся странах.

Добровольное ограничение экспорта - обязательство экспортера, под угрозой санкций, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну.

Например[6]:

- торговая война между США и Японией. Под давлением США японское правительство уговорило своих производителей автомобилей ограничить экспорт в США. Однако они увеличили вывоз капитала и автомобили стали производить в США.

- экспорт алюминия из России.

- ОПК - ограничение добычи нефти.

Система минимальных импортных цен функционирует аналогично добровольному ограничению экспорта. Здесь страна-экспортер берет на себя обязательство не снижать экспортные цены ниже минимального уровня. В случае не соблюдения этого обязательства импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину или вообще закрывает свой рынок для страны экспортера.

Наибольшее распространение в странах Запада в последние годы получили антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Демпинг - это продажа значительных партий товара по ценам более низким, чем при обычных коммерческих операциях, в том числе ниже предполагаемых издержек их производства, или ниже той цены, которая существует на внутреннем рынке. Это форма недобросовестной конкуренции.

Компенсационные пошлины применяются в том случае, если достоверно установлен факт получения экспортером товара государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенностью применения антидемпинговых и компенсационных пошлин является необходимость проведения предварительного расследования с целью установления факта демпинга или применения экспортной субсидии. Определяется также величина ущерба, или угрозы его возникновения. Другой особенностью этих мер является то, что они применяются на дискриминационной основе против определенных поставщиков определенного товара. Например:

• поставки российскими фирмами урана в США, были наложены пошлины в размере 103%;

• разбирательства против Фольксвагена и Сони в США и т.п.

В настоящее время действует в рамках ГАТТ - ВТО антидемпинговый кодекс.

Кроме перечисленных инструментов регулирования, значительное влияние на внешнеэкономическую активность оказывают валютные ограничения.

Валютные ограничения - это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Сферой применения валютных ограничений являются:

1. внешняя торговля товарами и услугами;

2. движение капиталов и кредитов;

3. перевод прибылей, налоговых и других платежей.

В сфере внешней торговли действие валютных ограничений равносильно количественным ограничениям импорта. Импортер обязан получать разрешение на использование валюты для импорта в органах государственного управления.

Одной из разновидностей валютных ограничений является регулирование притока и вывоза капитала. Это регулирование носит двойственный характер. С одной стороны, принимаются меры для создания благоприятного инвестиционного климата:

• гарантии от национализации;

• разрешение на перевод прибыли;

• репатриации капитала;

• предоставления налоговых скидок и таможенных льгот и т.д.

С другой стороны, иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Например:

• выделяются отрасли, которые являются недоступными для иностранного капитала;

• ограничения на репатриацию капиталов и прибылей;

• оговариваются условия по использованию продукции национальных производителей;

• участие национальных кадров в управлении предприятием;

• гарантии получения необходимой информации, и т.п.

Государственное стимулирование экспорта

Одной из функций государства является поощрение и поддержка экспорта, т.к. это способствует расширению занятости, росту доходов, более рациональному развитию экономики и т.д. Главными инструментами стимулирования экспорта являются:

1. Государственное кредитование экспорта.

2. Государственное страхование экспорта и экспортных кредитов.

3. Использование различных видов налоговых льгот для экспортеров.

4. Прямое субсидирование экспорта.

5. Средства, предоставляемые государством другим государством по каналам помощи.

Государство, как правило, предоставляет кредиты экспортерам продукции на более выгодных условиях, чем частные банки (пониженная процентная ставка, длительные сроки погашения и т.п.). Для этого в большинстве стран созданы специальные государственные организации, предоставляющие кредиты для экспорта, прежде всего, машин и оборудования, а также оказывающие другие услуги, такие, например, как: помощь в организации деловых контактов, предоставление сведений о состоянии рынков, информация о конкурентах и т.п. В США - это такие организации, как:

• экспортно-импортный банк;

• государственная корпорация содействия частным инвестициям за рубежом. Осуществляет финансирование и страхование американского экспорта в развивающиеся страны.

• программа по торговле и развитию. Обеспечивает экспортеров информацией о состоянии рынков и содействует в поиске партнеров.

• агентство международного развития. Предоставляет займы и гарантии.

В Японии - полуправительственная корпорация "Джетро", созданная в 1951 г. Она производит сбор и обработку информации о внешних рынках, осуществляет организацию деловых контактов, пропаганду японских товаров. В Японии существует 11 отделений "Джетро" и более 20-ти консультационных пунктов. "Джетро" имеет своих представителей в более чем в 60-ти странах[7].

В Японии существуют совместные программы по научно-техническим исследованиям, целью которых является разработка новых экспортных товаров. В них участвует правительство Японии и частные фирмы.

Во Франции служба поддержки и содействия внешнеэкономической деятельности оказывает следующие виды услуг (бесплатно):

1) анализ экспортного потенциала фирмы;

2) консультации по изучению рынков;

3) содействие в организации международных выставок и т.п.

Во многих странах используются различные формы смешанного кредитования экспорта, т.е. используется совместно государственные и частные финансовые средства.

За последние годы объемы прямого государственного кредитования экспорта значительно расширились[8]

1980 - 15,4 млрд. долл.

1985 - 25,5 млрд. долл.

1990 - 40 млрд. долл.

Одним из наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта является его страхование. Оно осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Государственное страхование экспорта производится по низким ставкам, которые составляют порядка 1% от застрахованной части контракта. Это дает возможность экспортеру получать в коммерческих банках льготные кредиты, и тем самым увеличивает заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешний рынок.

Государственное страхование экспорта охватывает значительную часть коммерческих и политических рисков. Наиболее распространенными из них являются:

• неполучение платежа от импортера;

• задержка поставки товара;

• изменение валютного и лицензионного контроля в стране импортера;

резкое увеличение цен на сырье и материалы в процессе выполнения контрактов;

• значительное изменение курсов валют;

• государственные перевороты;

• экспроприация собственности и т.п.

Операции по страхованию экспорта осуществляют как специально созданные для этих целей государственные учреждения (например, в США экспортно-импортный банк, в Великобритании - департамент гарантии экспортных кредитов (ДГЭК)), так и частные страховые компании, осуществляющие эти операции за счет предоставляемых государством средств (страны Западной Европы - Германия, Бельгия).

Распространенной формой стимулирования экспорта являются различные виды налоговых льгот для экспортеров. Конкретный вид налоговых льгот зависит от используемой в стране налоговой системы.

В странах с прямым налогообложением (США, Австралия) экспортерам, в зависимости от суммы экспорта или темпов его роста, предоставляются:

- различные скидки с налога на доходы;

- отсрочки в уплате налогов;

- возможности создания не облагаемых налогами фондов развития сбыта за рубежом, которые используются на рекламу и другие мероприятия содействующие продвижению товара на внешний рынок.

В странах, где преобладают косвенные налоги (Западная Европа) основной формой налоговых льгот экспортерам является освобождение их от уплаты косвенных налогов. Это не противоречит правилам ГАТТ-ВТО, которые допускают подобные льготы с тем, чтобы избежать двойного налогообложения, т.к. вывозимые товары обычно облагаются налогом в стране импортере.

Наиболее агрессивной формой стимулирования экспорта является его прямое субсидирование со стороны государства. Оно позволяет экспортеру значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что естественно, создает необоснованные преимущества экспортеру субсидируемых товаров. Подобная практика рассматривается международными торговыми организациями как один из методов недобросовестной конкуренции. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) использование субсидий жестко регламентируется соглашениями о субсидиях и компенсационных пошлинах.

Субсидирование экспорта обычно используется в тех секторах международной торговле, которые испытывают острую конкуренцию. Это в первую очередь касается экспорта:

- сельскохозяйственной продукции - страны ЕС и США, являющиеся крупнейшими поставщиками продовольствия на мировой рынок;

- судов и самолетов, пользуются практически все основные их производители (США, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Швеция).

Западными государствами широко используются в целях стимулирования своего экспорта средства, предоставляемые по каналам помощи другим странам. Эти средства предоставляются на более льготных условиях (сроки погашения более 10 лет, низкие процентные ставки или вообще беспроцентные кредиты), чем экспортные кредиты.

Значительная часть этих финансовых средств тесно связана с поставкой продукции и услуг компаниями развитых стран. Этим обеспечивается около 1/10 всего экспорта в развивающиеся страны. Кроме этого, продукция, поставляемая по каналам помощи, является основной для расширения в будущем коммерческого экспорта из стран-доноров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: