Основные центры интеграционных процессов

ЕС. Европейский Союз – классический пример региональной экономической интеграции, так как именно он прошел все базовые этапы формирования интеграционной группировки. Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с апреля 1951 г., когда был подписан Парижский договор об Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

В 1957 г. те же страны подписали Римские договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике, в частности в сельском хозяйстве, и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Кроме того, 3 мая 1960 г. были подписаны документы о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания.

Выделяют пять основных этапов становления европейской интеграционной группировки.

Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг. XX в.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза (процесс формирования которого был завершен 1 июля 1968 г.), сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии (1973 г.).

Конкретными целями создания ЕЭС (или общего рынка) были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного передвижения услуг и основных факторов производства;

· разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

· создание валютного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

На сегодняшний день Европейская комиссия (ЕК, прежняя аббревиатура КЕС) – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 27 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Европейский парламент – собрание из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом министров по конкретным вопросам и контролируют работу Совета ЕС и Европейской комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Совет Европейского Союза (Совет министров) – основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают, либо отвергают их путем голосования. В промежутках между заседаниями оперативные вопросы решаются в рамках Комитета постоянных представителей (КОРЕПЕР).

Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия: между государствами-членами ЕС; между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими, либо юридическими лицами.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз. В рамках Таможенного союза были:

· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;

· установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг. XX в.) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам-членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западно-европейской экономической интеграции, получившему название «евросклероз». В 70-е и начале 80-х гг. XX в. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг. XX в.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти жителей работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати.

Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западно-европейской интеграции, связанными, прежде всего, с принятием Единого европейского акта (ЕЕА). Он вступил в силу 1 июля 1987 г. В ЕЕА подтверждалась общая цель стран-участниц Сообщества – создание Европейского Союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны-члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран-членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений.

В начале 90-х гг. XX в. страны-члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В октябре 1991 г. ЕЭС и ЕАСТ заключают соглашение о создании с 1994 г. Европейского экономического пространства (ЕЭП). Это соглашение остается особенно важным для стран, в последствие не вошедших в Европейский Союз.

В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. внутри границ ЕЭС было введено свободное передвижение факторов производства. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1993 г. в Европейский Союз с числом стран-участниц, возросших до 15 в 1995 г. (добавились Австрия, Финляндия и Швеция). Суть Маастрихтского договора заключается в следующих основных положениях:

· от построения единого рынка переходить к экономическому и валютному союзу;

· вырабатывать общую социальную политику;

· преобразовать ЕЭС в Европейское сообщество;

· осуществлять постоянное сотрудничество в области внешней политики и безопасности – так называемая «вторая опора», – и в области юстиции и внутренних дел – «третья опора» (сущность «первой опоры» – достижение «четырех свобод»: свободы движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы);

· объединить три опоры в рамках единой системы Европейского Союза;

· учредить единое европейское гражданство;

· сформировать экономический, валютный и политический союз, включая общую внешнюю политику и политику в области внутренних дел и правосудия, повышение роли Европарламента.

Маастрихтский договор оставил нерешенными целый ряд проблем дальнейшего развития интеграционного процесса, поэтому 2 октября 1997 г. был заключен новый –Амстердамский договор, основные положения которого включают:

· охрану фундаментальных прав человека и возможностей их защиты в Европейском суде;

· усиление роли Европарламента как участника законодательного процесса;

· шенгенскую систему.

Шенгенское соглашение – соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского Союза», изначально подписанное 14 июня 1985 г. семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 г. По состоянию на 2006 г. соглашение действовало в пятнадцати странах: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 21 декабря 2007 г. в Шенгенскую зону вошли Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Латвия и Литва – всего 9 стран. Все Шенгенские страны, за исключением Норвегии и Исландии, являются членами Евросоюза. Два члена Евросоюза (Ирландия и Великобритания) остаются вне Шенгенской зоны

В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западно-европейского пространства без внутренних границ.

C 1 января 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, с помощью которой с 1 января 2002 г. осуществлен выпуск наличных банкнот и монет евро и их распространение в странах ЕС в качестве единственного платежного средства. Полное вытеснение национальных валют ЕС из оборота произошло к 1 июля того же года. Кроме того, резко ужесточался контроль за исполнением национальных бюджетов и гарантировалась независимость центральных банков от своего правительства.

Пятый этап (современный). Характеризуется дальнейшим расширением ЕС, принятием, а также попыткой ратификации Конституции ЕС. Конституция ЕС ( полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Он был подписан в Риме 20 октября 2004 г. Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосование в парламенте или на всенародном референдуме. Однако ратифицировать данный документ не удалось, поэтому на саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Этот договор (Лиссабонский договор) был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. Он призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15–20 лет. Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами отдельных стран-членов и ЕС в целом, придав последнему статус «супердержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.). После подписания и ратификации Договор о реформе перестает существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа. Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются изменения, которые вносятся в Договор о ЕС, в статье 2 – изменения в Договор об учреждении Европейского сообщества, в статье 3 перечислены заключительные положения. По состоянию на март 2008 г. договор одобрили: Франция, Румыния, Венгрия, Словения, Мальта, Болгария.

Что касается расширения ЕС, то в 2004 г. к нему присоединились Венгрия, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; а в 2007 г. – Болгария и Румыния. В зону евро по состоянию на 2007 г. входили 13 стран: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Словения, Нидерланды, Португалия и Испания. С 1 января 2008 г. к ней присоединились Кипр и Мальта.

Что касается взаимоотношений ЕС и России, то в настоящее время они определяются «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС» (вступившим в силу с декабря 1997 г.), а также так называемыми «дорожными картами» (документами, являющимися совместными планами действий, принятыми в мае 2005 г.) по четырем общим пространствам: экономическому пространству, общему пространству свободы, безопасности и правосудия, общему пространству внешней безопасности, а также общему пространству научных исследований и образования, включая культурные аспекты [32].

НАФТА. Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) – пример развития частно-корпоративной интеграции. Оно было подписано в 1994 г. между США, Канадой и Мексикой. Основными официально заявленными целями НАФТА являются: снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг; установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения; обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран и пр. НАФТА – первое соглашение, подписанное между двумя высокоразвитыми странами и развивающейся страной.

Общие оценки развития данного сотрудничества неоднозначны. Среди положительных результатов интеграции выделяют: рост объемов взаимной торговли между странами, формирование законодательно-правовых рамок для иностранных инвесторов, формирование крупнейшего торгового блока (32,3% мирового ВВП). Наибольшую выгоду от создания блока получили потребители входящих в него стран, так как в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. Также в безусловном выигрыше оказались американские производители вследствие притока дешевой рабочей силы. Среди неудач можно назвать большие выгоды от интеграции, полученные США при незначительных в Канаде и противоречивых в Мексике, неоправданность ожидаемого значительного роста заработной платы в Мексике, отказ правительства Мексики в поддержке своим фермерам (при одновременно значительной их поддержки со стороны государства в США).

Перспективой развития НАФТА является его расширение на Юг и формирование Панамериканской зоны свободной торговли (ФТАА/FTAA), объединяющей в себе НАФТА и МЕРКОСУР.

МЕРКОСУР. МЕРКОСУР означает Общий рынок стран Южного конуса. Он был создан в 1991 г., и в него вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.), а в качестве ассоциированных членов – Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Цель создания интеграционной группировки: отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, унифицирование правил функционирования свободных промышленных зон, утверждение единого порядка определения происхождения товара.

С 1 января 1995 г. в МЕРКОСУР был реализован переход на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).

Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли входящих в него стран, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастание инвестиции из-за рубежа. МЕРКОСУР выступает в роли стабилизатора экономик стран блока, который сдерживает инфляцию, регулирует тарифную политику. Среди проблем блока выделяют слабость транспортной инфраструктуры, валютное регулирование, унификация налогообложения и т. д.

АСЕАН. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии была создана в 1967 г. и включила 5 государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г.), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН.

Именно АСЕАН в числе всех регионов развивающихся стран имеет самый высокий показатель внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли – 25% (средневзвешенный показатель). Хотя АСЕАН создавалась как политическая, а не экономическая группировка, взаимная торговля ее членов неуклонно расширяется с середины 70-х гг. XX в. В то же время либерализация торговли приобрела формальные очертания лишь в 1992 г., когда была создана зона свободной торговли АСЕАН. В 2005 г. на развивающиеся страны Восточной Азии приходилось почти 50% общего объема торговли АСЕАН против лишь 30% в 1990 г. Расширение торговли в значительной степени вызвано созданием более широкой региональной сети производства, главную роль в которой играют третьи страны Азии, в частности Китай, Республика Корея и Китайская провинция Тайвань. Успешное развитие этой зоны свободной торговли послужило толчком к переговорам о ее расширении с включением Китая, Республики Кореи и Японии.

АТЭС. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – крупнейшее экономическое объединение, на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли. Форум был образован в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В АТЭС входит 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 г. в Сеульской декларации: поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли, ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров, но с 1993 г. стали проводиться и встречи лидеров (саммиты). В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Основные преимущества АТЭС – торговая и инвестиционная либерализация на односторонней основе, позволяющая учитывать разные уровни развития стран; содействие углублению взаимного экономического сотрудничества; решение спорных политических вопросов.

СНГ. В основе формирования Содружества независимых государств лежит идея о «многовекторном процессе» интеграции, что означает, что внутри одной интеграционной группы действует другая, или идея о «разноскоростных режимах» групп стран внутри единой интеграционной группировки, т.е. каждый этап интеграции охватывает лишь наиболее подготовленные страны (формируются субрегиональные подразделения). Такие интеграционные подходы вероятнее всего свидетельствует о стремлении стран приспособиться к процессу медленного угасания первоначальной идеи интеграции.

Основные нормативные документы, регламентирующие функционирование СНГ:

1) соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г. – Россия, Белоруссия, Украина; 21 декабря 1991 г. – Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; 1993 г. – Грузия);

2) устав СНГ (январь 2003 г.);

3) договор о создании экономического союза (январь 2003 г.);

4) Алма-Атинская декларация государств-членов СНГ (Соглашение о координационных институтах СНГ, декабрь 1991 г.);

5) Концепция экономического интеграционного развития (1997 г.) и др.

Всего принято более 1000 документов, однако большая часть из них не ратифицирована всеми участниками.

Среди основных внутриинтеграционных группировок СНГ можно выделить следующие:

1) Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Россия (1995 г.), Киргизия (1996 г.), Таджикистан (1999 г.)), который был преобразован в ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);

2) Союз России и Белоруссии (1996 г.);

3) Единое экономическое пространство (формат четырех – Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан – 2003 г.);

4) Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан (1994 г.), Таджикистан (1998 г.));

5) ГУУАМ (неформальное объединение Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (1997 г.) и Узбекистана (1999 г.)).

Среди основных проблем формирования единого экономического пространства в рамках СНГ выделяют:

· противоречие межгосударственных форм интеграционных соглашений и мероприятий, присущих рынку (межгосударственные соглашения ориентированы на прежние хозяйственные связи и не учитывают современные интересы экономических субъектов);

· опасения потери суверенитета, экономические трудности, незавершенность формирования рыночных институтов в странах-участницах;

· интеграция эффективна лишь тогда, когда в структуре производства преобладает обрабатывающая промышленность и пр. [37, с. 368].

Задача стран СНГ – разработать и реализовать новые модели и механизмы интеграционного хозяйственного развития. В частности, например, В.Е. Рыбалкин предлагает микроэкономический подход – создание и расширение деятельности финансово-промышленных групп и совместных предприятий, постепенное создание зоны свободной торговли без отказа от национального суверенитета, а уже только затем переход к созданию таможенного и экономического союзов.

Африканские интеграционные группировки. В сравнении с другими регионами успехов в реализации интеграционного процесса в Африке нет. Страны данного региона имеют разный, но, как правило, низкий уровень экономического развития. Среди значимых интеграционных процессов можно выделить следующие:

1) Договор о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС) на базе действующих региональных группировок (вступил в силу в 1994 г.);

2) Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС, включает 16 государств, создано в 1975 г.);

3) Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА, договор подписан в 1993 г., включает 21 страну);

4) Сообщество развития Юга Африки (САДК, создан в 1992 г., включил 12 государств, реализует идею разнотемповой интеграции);

5) Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК, в 1994 г. принято решение о его постепенной трансформации в Экономическое и валютное сообщество – ЭВСЦА, включает 6 стран).

В целом, Африканские страны, как правило, принадлежат к ряду региональных торговых соглашений, однако это редко приводит к достижению значительных объемов внутрирегиональной торговли. За исключением Западно-африканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), который также входит в зону франка (АФС), и Сообщества по вопросам развития стран юга Африки (САДК) внутрирегиональная торговля не превышала 5% совокупной торговли членов этих региональных соглашений. Относительно небольшой удельный вес внутрирегиональной торговли в Африке, несмотря на существование нескольких (нередко дублирующих друг друга) региональных торговых соглашений, в значительной мере обусловлен структурой производства и экспорта этих стран, а также наличием нетарифных барьеров. В странах данного региона по-прежнему сохраняется специализация на лишь небольшом числе экспортных сырьевых товаров, а импортируется в основном промышленная продукция. Несовпадение структур предложения и спроса в их международной торговле ограничивает потенциальные возможности внутрирегиональной торговли. Не способствует существенному увеличению внутрирегиональной торговли и их ориентированное на экспорт производство трудоемкой промышленной продукции, поскольку большая ее часть поставляется либо в Западную Европу, либо в США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: