Организационная структура ВТО, функции(основные) её органов

5. Международные торговые договоры системы ВТО и их краткая характеристика;

Соглашения ВТО распространяются на торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В них точно и обстоятельно расписаны принципы свободной торговли и допустимых исключений. Соглашения содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы и другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров. В соглашениях описаны процедуры урегулирования споров. Предусмотрены особые условия для развивающихся стран. Правительства стран в рамках этих соглашений обязаны сообщать о проводимой ими политике в области внешней торговли, уведомляя ВТО о действующих законах и принятых мерах, а также направлять регулярные отчеты в секретариат ВТО по вопросам торговой политики государств.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года.Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ-94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ-94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции. Положения ГАТТ-94 придерживаются следующих принципов, лежащих в основе концепции открытой и либерализованной многосторонней торговой системы ГАТТ. Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами (странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев). Принцип снижения тарифов и их "связывание". Данный принцип предусматривает снижение и отмену тарифов, а также прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Принцип не дискриминации в торговле. Данный принцип реализуется в применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Принцип национального режима. В соответствии с данным принципом страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.

Соглашение по сельскому хозяйству.

Соглашение по сельскому хозяйству затрагивает три главных проблемы:

· доступа на рынок (аграрный протекционизм осуществляется, посредством импортных барьеров тарифного характера); страны взяли на себя обязательства перевести нетарифные меры в тарифные эквиваленты.

· государственной поддержки сельского хозяйства (субсидии и любые другие программы, направленные на то, чтобы увеличить или гарантировать доходы фермерских хозяйств);

· экспортных субсидий (соглашение содержит изъятие из общего правила, запрещающего субсидировать экспорт).

Соглашение распространяется на торговлю сельскохозяйственными товарами, исключая рыбу и рыбопродукты. Кроме того, Соглашение устанавливает специальную систему защитных мер в отношении сельскохозяйственных товаров.

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Соглашение по техническим барьерам в торговле признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы – технические регламенты и стандарты, требования, по соблюдению которых являются добровольными. Соглашение устанавливает, что применяемые стандарты и технические регламенты должны преследовать цель обеспечения качества импортируемой продукции, защиты здоровья людей, жизни животных и растений или окружающей среды. При этом стандарты должны применяться на недискриминационной основе, то есть в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования распространяться на все страны-члены ВТО и в соответствии с национальным режимом одинаково действовать в отношении иностранных и национальных товаров. Стандарты, технические регламенты и правила их применения должны быть четко сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать ненужных препятствий в торговле. Стандарты должны быть основаны на научно подтвержденной информации и фактах. В противном случае они могут рассматриваться в качестве необоснованных барьеров в торговле.

Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам.

Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры как меры, необходимые для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением на территорию страны болезней и их переносчиков, загрязняющих веществ, болезней, переносимых животными, растениями, а также продукции из них.

Соглашение признает право стран вводить подобные меры, но требует, чтобы они были основаны на международных стандартах и научно обоснованных рекомендациях. Соглашение требует от стран-участниц регулярно публиковать информацию о действующих мерах подобного характера. Важно отметить, что данное соглашение разрешает применять подобного рода меры на, фактически, дискриминационной основе в отношении товаров из тех стран, из которых исходит угроза заражения.

Соглашение позволяет странам отклоняться от международных стандартов в данной области в тех случаях, когда международные стандарты неприменимы.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Условия привлечения иностранных инвестиций часто регулируются правительствами стран в соответствии с национальными приоритетами. К инвестору могут предъявляться требования, например, того, чтобы определенные технологии передавались государству на некоммерческой основе; требование, обязывающее инвестора иметь местную лицензию на используемые технологии; требование того, чтобы определенная доля акций находилась в руках местных инвесторов. Такого рода меры являются инвестиционными мерами, связанными с торговлей.

Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Основной принцип определения таможенной стоимости базируется на стоимости сделки, заявленной самим импортером. Таможенные власти могут отклонить цену, основанную на стоимости сделки только в том случае, если есть основания сомневаться в подлинности или точности заявленной цены на импортируемый товар. Соглашение требует, чтобы национальное законодательство в области таможенного регулирования предоставляло импортерам следующие права: право истребовать импортируемые товары для выпуска для свободного обращения при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей; право на конфиденциальность информации, ставшей известной таможенному органу; право на обжалование решения, без угрозы штрафных санкций, в независимый орган внутри таможенной администрации, судебные органы.

В случае если для определения таможенной стоимости первый способ не подходит, должны быть последовательно применены следующие: стоимость сделки по идентичным товарам; стоимость сделки по подобным товарам, "выведенная стоимость", "расчетная стоимость" и "резервный метод".

Соглашение по предотгрузочной инспекции товаров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции товаров направлено на то, чтобы снизить трудности, с которыми сталкиваются экспортеры при проведении сделок со странами, использующими предотгрузочную инспекцию. Некоторые страны прибегают к услугам независимых компаний для подтверждения качества и количества товаров, которые они хотели бы импортировать. Эти проверки проводятся обычно до отправки товаров в стране-экспортере, что гарантирует импортеру, что товары отвечают технической спецификации и стандартам качества, указанным в контракте, а также, что количество экспортируемых товаров соответствует контракту. Можно выделить следующие цели предотгрузочной инспекции: подтверждение стоимости товара; гарантия того, что товар классифицирован экспортером согласно товарной номенклатуре страны-импортера; гарантия того, что физически количество товара соответствует условиям контракта.

Соглашение по правилам происхождения.

Соглашение по правилам происхождения регулирует процедуры определения страны происхождения товара в случаях применения не преференциальных инструментов торговой политики таких, как режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения, и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты. Главные принципы:

· страной происхождения товара считается страна, в которой товар произведен полностью, либо страна, в которой была осуществлена его последняя значительная переработка (если в производстве товара уча­ствует несколько стран).

· правила происхождения должны применяться без дискриминации п не должны быть более строгими, чем правила происхождения, ко­торые само государство применяет для определения, произведен ли товар в данной стране;

· правила происхождения должны быть открытыми;

· оценка происхождения товара осуществляется в срок не позднее 150 дней после запроса и остается действительной в течение трех лет;

· внесенные в правила происхождения изменения не должны иметь обратной силы:

· любое административное действие в связи с правилами проис­хождения может быть обжаловано в административном или судеб­ном порядке.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Соглашение устанавливает следующие правила: процедуры выдачи лицензии не должны быть более обременительными, чем того требует система лицензирования; процедуры должны быть понятными и предсказуемыми; процедуры не должны необоснованно откладываться и затягиваться.

Соглашение признает право стран в определенных случаях требовать от импортеров представления лицензии на импорт товаров, например, случаи введения количественных ограничений импорта. Соглашение по процедурам импортного лицензирования разрешает автоматическое и неавтоматическое лицензирование.
Лицензии должны выдаваться преимущественно одним административным органом, названным в положении о лицензировании.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле.

Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (демпинг и антидемпинговые меры).

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ определяет четкие критерии того, когда импортируемый продукт является демпинговым. Определено, что товар считается демпинговым, если его экспортная цена ниже внутренней продажной цены аналогичного товара в стране-экспортере. Соглашением, однако, оговаривается, что вышеизложенный критерий может быть неточным в случаях, когда: условия продажи на местном рынке страны-экспортера выходят за рамки обычной торговли (например, когда продажа осуществляется по цене ниже цены производства); объем продажи на местном рынке низок.

Для введения антидемпинговых мер необходимо доказать факт ущерба или прямой угрозы ущерба для национальной промышленности и наличие прямой взаимосвязи между ущербом и демпингом.

Соглашение по защитным мерам

Соглашение по защитным мерам позволяет странам-импортерам временно ограничивать импорт, если компетентным органам удастся доказать, что данный импорт наносит серьезный ущерб национальной промышленности, производящей аналогичную продукцию, или непосредственно конкурирующую продукцию. Защитные меры могут быть выражены в виде увеличения тарифов или в виде количественных ограничений и должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к импорту из всех стран.

Основная цель применения защитных мер – дать затрагиваемой отрасли время подготовиться к возрастающей конкуренции, с которой она должна будет столкнуться после того, как ограничения будут сняты. Соглашение предусматривает временное (максимум 8 лет) применение защитных мер в отношении определенной продукции. Развивающиеся страны могут применять их не более 10 лет.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Наиболее важными общими принципами являются:

· принцип применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ):

· принцип прозрачности (транспарентность) регулирования торговли услугами;

· принцип взаимного признания стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг, необходимых для предоставления услуг;

· принцип функционирования монопольных поставщиков услуг

· принцип, по которому должны приниматься меры по дальнейшей либерализации доступа на рынок услуг и меры для обеспечения более активного участия развивающихся стран в торговле услугами.

Отдельно необходимо сказать о действии принципа национального режима. В связи с самой природой услуг национальное регулирование зачастую является единственным средством защиты национального производителя услуги, поэтому режим, предоставляемый национальному производителю, может быть лучше, чем для иностранного поставщика услуг. Но эти условия являются предметом переговоров и фиксируются в списке специфических обязательств. Приложения о специфических обязательствах стран-участниц являются неотъемлемой частью Соглашения.

Соглашение о правах на интеллектуальную собственность.

Нормы ТРИПС в отношении всех видов прав на интеллектуальную собственность обязательны для исполнения всеми странами-участницами. Такой подход обеспечивает единство правового режима независимо от того, является ли страна участницей соответствующего международного договора или нет. В рамках ТРИПС участники Соглашения обязаны принять на себя обязательства в отношении: авторских и смежных прав; товарных знаков; использования географических названий; промышленного дизайна; патентов; топологии интегральных микросхем; защиты конфиденциальной информации.

Важно отметить, что Соглашение предполагает создание целой системы контроля в отношении установленного правового режима на всех уровнях. Особое внимание в системе национального контроля ТРИПС уделяет судебной системе.

Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров.

В механизме разрешения споров задействованы только государства, несмотря на то, что частные лица являются основными участниками международных торговых операций. Цели Договоренности: обеспечить безопасность и прогнозируемость системы международной торговли, соблюдение прав и обязательств членов ВТО.

Договоренность представляет собой общий механизм разрешения споров, то есть правила и процедуры, предусмотренные Договоренностью, применяются ко всем видам споров, вытекающим из областей регулирования всех многосторонних соглашений, входящих в ВТО.

Основой новой системы стал Орган по разрешению споров (ОРС), находящийся под контролем Генерального совета ВТО. Название «Орган по разрешению споров» - неточно, в действительности, ОРС скорее облегчает урегулирование споров, а не регулирует их.

Механизм обзора торговой политики.

Соглашением предусмотрены два способа обзора торговой политики:

· страны-члены обязаны информировать ВТО и других стран-членов обо всех изменениях их торговой политики, торгового законодательства, представлять торговую статистику;

· орган по обзору торговой политики проводит обзор стран-членов. Частота проведения подобных обзоров зависит от доли страны в мировой торговле.

Цели проведения обзоров:

· увеличение транспарентности торговой политики стран-членов ВТО посредством регулярного мониторинга;

· возможность проведения многосторонней оценки влияния политики стран-участниц на международную торговлю.

На практике обзоры торговой политики позволяют, с одной стороны, понять какую торговую политику проводит страна-член ВТО, с другой стороны, это возможность для самой страны-члена увидеть, как его действия соотносятся с системой в целом.

Соглашения с ограниченным числом участников.

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Факультативными данные соглашения являются в силу того, что страна, ведущая переговоры о присоединении к ВТО, не обязана принимать участие в Соглашении для вступления в ВТО.

3.Генеральное соглашение по тарифам и торговле(ГАТТ-94): общая характеристика и основные требования;

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основными целями государственной инновационной политики являются:

· создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

· повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

· содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

· расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

· содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

· осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне может осуществляться в следующих формах:

· прямое государственной стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с разработанной системой научных приоритетов;

· косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий;предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);формирование благоприятного инновационного климата в экономике региона и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок (включая службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики и пр.).Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

1. Технопарковые структуры:

· научные парки, технологические и исследовательские парки;

· инновационные, инновационно - технологические и бизнес-инновационные центры;

· центры трансферта технологий,

· инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

· виртуальные инкубаторы;

· технополисы и др.

2. Информационно-технологические системы:

· базы научной и технологической информации,

· технико-юридической и технико-экономической информации,

· другие базы данных.Таким образом, для успешной реализации инновационной стратегии в регионе должен быть осуществлен целый комплекс научных и организационно-технических мероприятий:

1. разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры с определением стратегических целей и средств их достижения;

2. разработка программы инновационного развития региона на ближайшую перспективу (в виде адресного документа, указывающего по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития края);

3. включение основных положений программы инновационного развития в стратегию социально-экономического развития региона;

4. организация практической деятельности органов местного управления по принятию и реализации соответствующих нормативно-правовых актов и осуществлению мероприятий организационного и информационного характера в поддержку инновационной деятельности.

Очевидно, что развитие инноваций необходимо для диверсификации экономики, но проекты в этой сфере часто отличаются повышенным уровнем риска и государство должно разделить некоторые риски с предпринимателями. В частности, некоторые научные идеи необходимо доводить до стадии, в которой предприниматели могут их подхватить. С участием государства должны создаваться технопарки, центры коммерциализации технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры.

С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как:

· информационное обеспечение;

· производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

· задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции;

· содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;

· проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

· оказание консультационной помощи;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.

30.Инвестиционная политика государства: цели и задачи, проблемы, основные направления развития;

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь,скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии.

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С Другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные инвесторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:

* нестабильность экономической и политической ситуации;

* несовершенное и противоречивое законодательство;

* неясность в определении прав собственности;

* отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

* нестабильность рубля как национальной валюты;

* непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

* выбор источников и методов финансирования инвестиций;

* определение сроков реализации;

* выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

* создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

* создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

11. «Голландская болезнь»: история возникновения понятия и факторы, определяющие присутствие. Голландская болезнь - состояние экономики, для которого характерны два симптома. Первый - увеличение добычи и экспорта сырья. Второй - уменьшение объемов отечественного промышленного производства. При этом появление второго симптома неразрывно связано с первым. Другими словами, "голландская болезнь" - это такое состояние экономики, при котором экспорт сырья гасит развитие национальной экономики. Условия для появления голландской болезни. Первое - открытость экономики. Второе - относительно более высокая обеспеченность страны природными ресурсами. Страны, отвечавшие этим условиям, и испытали на себе течение "голландской болезнью". Причем, поражались страны независимо от уровня развития и каких-то национальных особенностей экономики: от Австралии и Голландии (эта страна дала название болезни) до Гвианы и Замбии.Эти примеры могут и не убедить - они кажутся единичными и вырванными из общего фона позитивной взаимосвязи природных ресурсов и возможностей экономического развития. Однако никакого такого "общего фона позитивной взаимосвязи природных ресурсов и экономического развития" в реальной жизни не существует. Любые сомнения отбрасываются в сторону после знакомства с опубликованными в 1997 году результатами обширного исследования, предпринятого экономистами из Гарварда Джефри Саксом и Эндрю Варнером. Они рассмотрели темпы экономического роста 95 развивающихся стран за 20 летний период (1970-1990 годы). Они коснулись и истории, начиная с 17 века. Конечно же, в пример была приведена и наша страна (в сравнении со Швейцарией и Японией). Конечно же, были упомянуты и другие страны региона, в первую очередь новые индустриальные страны Восточной Азии - Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур.В итоге была выявлена, как они написали, удивительная и странная черте экономической жизни мира - страны с бедными природными ресурсами превосходят по темпам страны с богатыми природными ресурсами.

12. «Ресурсное проклятие». Термин «ресурсное проклятие» был введен в 1993 году географом-экономистом Ричардом М. Аути из Университета Ланкастера в результате изучения динамики ВВП в зависимости от изменения цен на нефть. Формулировка «теории ресурсного проклятия» состоит в том, что ресурсное богатство стран, в противоположность обыденным представлениям, приводит к их отставанию в экономическом развитии. Среди основных причин, определяющих отставание таких стран, специалистами выделяются:

§ снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;

§ высокая изменчивость доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;

§ ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, связанные с притоком «лёгких» денег в экономику.

«Ресурсное проклятие» может быть свойственно странам с различными уровнями развития рыночной экономики и политической системы.В России, например, цены на нефть существенно влияют на федеральный бюджет, ВВП в реальном выражении, а также на курс рубля. Поэтому проблема «ресурсного проклятия» в России довольна значительна. К основным методам решения проблемы «ресурсного проклятия» относят: 1) разработку стратегий экономической диверсификации; 2) совершенствование институтов; 3) сдерживание роста ресурсного сектора с целью предотвращения оттока физического и человеческого капитала из высокотехнологичных отраслей. В условиях российской специфики можно выделить дополнительно следующие меры: институциональные реформы должны быть направлены на снижение административных барьеров для создания и регистрации малых и средних предприятий, защиту прав собственности; обеспечение политической стабильности, необратимости рыночных реформ и итогов приватизации. улучшение инвестиционного климата, привлечение прямых иностранных инвестиций; гибкая таможенная политика, направленная на стимулирование ввоза в Россию инвестиционных, а не потребительских товаров, на создание производств на территории России; совершенствование финансовой системы и банковского сектора для создания условий для диверсификации экономики. Итак, ресурсное изобилие негативно влияет на экономический рост лишь в странах с плохими институтами, порождая проблему «ресурсного проклятия». «Голландская болезнь», политическая нестабильность, имущественное неравенство, зависимость основных макроэкономических показателей от экспортной выручки усугубляют проблему «ресурсного проклятия». Решение данной проблемы заключается в совершенствовании институтов, финансовой системы в целом, грамотной разработке денежно-кредитной политики и диверсификации экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: