Нота Народного Комиссара Иностранных Дел Поверенному в Делах Персии Асад-хану

23 декабря 1917 г. (Ь января 1918 г.)

Мною получена от Поверенного в Делах Персии в Петрограде нота, которая гласит:

«Настоящим считаю долгом поставить в известность, что Персидское Правительство, будучи своевременно осведомлено о содержании 12-й статьи** Договора о перемирии, заключенном в г. Бресте от 2(15) декабря с. г., текст которого приведен выше, уполномочило меня вступить в переговоры

* Ошибка в тексте; фактически в настоящем документе цитируются (с некоторыми неточностями) статьи 9 и 10 Договора о перемирии (см. док. 27).

** Так а тексте.


о выводе войск из пределов Персии с подлежащей и уполномоченной на такие переговоры Русской властью, и что согласно депеше Тегеранского Правительства, полученной Персидским Посольством в Петрограде, одновременно преподаны тождественные инструкции Персидскому Послу в Константинополе на предмет вступления в переговоры о выводе с персидской территории турецких войск Правительством Турции.

Сообщая о вышеизложенном, нижеподписавшийся просит благоволить уведомить его в возможно кратчайший срок о дне и часе, когда могли бы быть начаты переговоры об эвакуации русских войск из Персии. Поверенный в Делах Перснн в Петрограде М. Асад-хан».

По этому поводу я считал бы необходимым:

1) Выработать общий сро-к вывода русских войск из Персии D возможно короткий срок и предложить Турции через Персидское Правительство и непосредственно через турецкую делегацию и Брсст-Лнтовске сообразовать план эвакуации турецких войск с планом эвакуации русских войск.

2) Немедленно же приступить к выводу тех частей, которые по своему расположению в Персии ие имеют значения с военной точки зрения и служили орудием оккупации персидской территории.

3) Вызвать из Персии нашу военную миссию, которая там фигурирует в качестве инструкторов казачьей бригады.

4) Назначить немедленно к русским властям в Персии Комиссаров, которые выяснили бы расположенным в Персии частям общеполитическое положение в России и смысл нашей попом международной политики, построенной на уважении к правам каждого парода, независимо от его силы или слабости. На обязанности этих Комиссаров лежало бы принятие мер к тому, чтобы персидское население не подвергалось никаким обидам и насилиям со стороны менее сознательных элементов армии.

5) Необходимо принять меры к тому, чтобы обеспечение продовольствия русской армии за тот период времени, который она еще останется в Персии, ложилось возможно меньшей тяжестью па бедные массы персидского населения.

Прошу Вас, по возможности, безотлагательно сообщить, какие практические шаги считаете Вы возможным предпринять в намеченном направлении,

В этом деле необходима величайшая поспешность, чтобы как можно скорее ликвидировать те насилия, какие царизм и буржуазные правительства России учиняли иад персидским народом.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Печат. по арх. Опубл. о еаз. «Известия» Ле 259, 23 декабря 1917 г.


42. Постановление Совета Народных Комиссаров по Комиссариату Торговли и Промышленности о разрешениях на ввоз и вывоз товаров

29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.)

Совет Народных Комиссаров постановил:

1) Впредь до окончательной организации подотдела международной и экономической политики при Высшем Совете Народного Хозяйства разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно Отделом внешней торговли Комиссариата Торговли и Промышленности.

2) Вывоз и ввоз товаров без таковых разрешений признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости законов Республики.

Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары без предъявления таковых разрешений.

3) Настоящее постановление вводится в действие, начиная с 1-го января 1918 года, и все разрешения на вывоз илн ввоз, выданные после 31-го декабря 1917 года каким-либо учреждением, кроме упомянутого в п. 1 Отдела внешней торговли Комиссариата Торговли и Промышленности, считаются недействительными.

4) Настоящее постановление вводится в действие по телеграфу.

Председатель Совета Народных Комиссаров

Ульянов (Ленин)

Народные Комиссары:

Штейнберг, Сталин, Шляпников, Оболенский

Комиссар по Военным Делам

Подвойский

Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич

Секретарь Совета Горбунов

29-го декабря 1917 года.

Печат. по «Собранию узаконений...» M M, 9 января 1918 г., стр. 209—210.

43. Декрет Совета Народных Комиссаров о «Турецкой Армении»*

29 декабря 1917 г. (11 января 1918 с)

Совет Народных Комиссаров объявляет армянскому пароду, что Рабочее и Крестьянское Правительство России поддерживает право армян оккупированной Россией «Турецкой

* Настоящий декрет СНК утвержден III Всероссийским Съездом Советов 15 (28) января 1918 г. (см. док. № 55).


Армении»15 на свободное самоопределение вплоть до полной независимости.

Совет Народных Комиссаров считает, что осуществление этого права возможно лишь при условии ряда предварительных гарантий, абсолютно необходимых для свободного референдума армянского народа.

Такими гарантиями Совет Народных Комиссаров считает:

1) Вывод войск из пределов «Турецкой Армении» и немедленное образование армянской народной милиции в целях обеспечения личной и имущественной безопасности жителей «Турецкой Армении»;

2) Беспрепятственное возвращение беженцев-армян, а также эмигрантов-армян, рассеянных в различных странах, в пределы «Турецкой Армении»;

3) Беспрепятственное возвращение в пределы «Турецкой Армении» насильственно выселенных во время войны турецкими властями в глубь Турции армян, на чем Совет Народ-пых Комиссаров будет настаивать при мирных переговорах с турецкими властями;

4) Образование Временного Народного Правления «Турецкой Армении» в виде Совета Депутатов армянского народа, избранного на демократических началах.

Чрезвычайному Временному Комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручается оказать населению «Турецкой Армении» всяческое содействие в деле осуществления пунктов 2-го и 4-го, а также приступить к созданию смешанной комиссии для установления срока и способа вывода войск из пределов «Турецкой Армении» (пункт 1-й).

Примечание. Географические границы «Турецкой Армении» определяются демократически избранными представителями армянского народа по соглашению с демократически избранными представителями смежных и спорных (мусульманских н иных) округов совместно с Чрезвычайным Временным Комиссаром по делам Кавказа.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин) Народный Комиссар по Делам Национальностей

И. Джугашвили (Сталин)

Управляющий делами Правительства

[В. Бонч-Бруевич]

Секретарь Совета Н. Горбунов

29 декабря

Печат. по арх. Опубл. а изд.. «Декреты Октябрьской революции», т. I, Партиздат, М., 1933, стр. 393—394,


44. Заявление Советской делегации в Брест-Литовске

30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г.)

Последние прения обнаружили разногласия, могущие приобрести чрезвычайное значение. Во время перерыва мы подвергли эти прения подробному анализу н прншлн к убеждению, что, во избежание каких-либо недоразумений и нежелательных осложнений, необходимо несколько изменить метод наших работ.

Мы поэтому позволим себе внести следующее предложение относительно дальнейшего хода занятий в Комиссиях:

После того, как на двух заседаниях вопрос о судьбе оккупированных областей подвергся теоретическому обсуждению, Русская делегация считает совершенно необходимым, чтобы обе стороны представили в письменном виде резюме высказанных во время прений взглядов для того, чтобы правительства н общественные круги имели перед собой точную формулировку и могли дать себе ясный отчет как в принципиальных исходных позициях, так и в практических предложениях обеих сторон.

В связи с этим Русская делегация заявляет по поводу статьи 2-й германского предложения от 28(15) * декабря 1917 года10, что она не может почитать выражением воли населения оккупированных областей, о которых идет речь в указанной статье, заявлений, сделанных теми или другими общественными группами и учреждениями, поскольку эти заявления последовали при режиме чужеземной оккупации и исходили от органов, не только не получивших своих прав при народном избрании, но н вообще прозябающих в пределах, в которых это не противоречит планам оккупационных военных властей.

Делегация констатирует, что за время оккупации нигде, ни в Польше, ни в Лнтве, ни в Курляндии, не создано и не могло быть создано и не существует какого-либо демократически избранного органа, который с наималейшим правом мог бы претендовать па роль выразителя воли широких кругов населения.

Сказанное относится к формальной стороне дела, т. е. к признанию илн непризнанию указанных органов уполномоченными представителями народной воли.

Что же касается самой сущности заявлений о стремлении к полной государственной самостоятельности, заявлений, на которые ссылается статья 2-я германского предложения, то Русская делегация считает своим долгом заявить:

1) Из факта принадлежности оккупированных областей к составу бывшей Российской империи Российское Прави-

* Дата неточна. Следует читать — 27(14).

7U


тельство не делает никаких выводов, которые налагали бы на население этих областей какие-либо государственно-правовые обязательства по отношению к Российской Республике.

Старые границы бывшей Российской империи, границы, созданные насилием и преступлениями против народов и, в частности, против народа польского, пали вместе с царизмом.

Новые границы братского союза народов Российской Республики н народов, которые пожелают выйти из ее пределов, должны быть определены свободным решением соответствующих народов.

2) Поэтому Российское Правительство считает основной задачей ведущихся переговоров не отстаивание каким-либо образом дальнейшего насильственного причисления указанных областей к пределам Российского государства, но лишь обеспечение этим областям действительной свободы самоопределения по вопросам внутреннего государственного устрон-гшл и междуплродиого положения.

Только тогда Российская Республика будет чувствовать себя гарантированной от попыток втянуть ее вновь в какие-либо территориальные споры и конфликты, когда она будет уверена, что граница, отделяющая ее от соседних областей, определена свободной волей самих народов, живущих на этих границах, а не односторонним насилием,, способным лишь временно подавить эту волю.

3) Понимаемая так задача предполагает предварительное соглашение Германии и Австро-Венгрин, с одной стороны, и России — с другой, по четырем главнейшим пунктам:

I. Относительно объема территорий, население которых будет прн.чиапо иоспользоваться правом на самоопределение.

II. Относительно общих политических предпосылок, прн которых должно произойти решение вопроса о государственной судьбе соответствующих территорий и наций.

III. Относительно того временного переходного режима, который должен быть установлен вплоть до окончательного государственного конструирования этих областей.

IV. Относительно тех способов и форм, в которых население этих областей будет призвано выразить свою волю.

Совокупность ответов на эти вопросы и предстайит тс статьи мирного договора, которые должны занять место статьи 2-й германского предложения от 28(15) декабря 1917 года.

Русская делегация, со своей стороны, указывает на возможность следующего решения этих вопросов:

К п. I. Территория.

Право иа самоопределение принадлежит нациям, а не только частям их, находящимся в оккупированной зоне, которая имеется в виду в статье 2-й германского предложения от 28(15) декабря 1917 г.


Ввиду этого, Российское Правительство по собственной инициативе предоставляет возможность одновременно воспользоваться правом на самоопределение н тем частям указанных наций, которые оказались вне оккупированной зоны.

Россия обязуется не принуждать эти области ни прямо, ни косвенно к принятию той или иной формы государственного устройства, не стеснять их самостоятельности какими бы то нн было таможенными или военными конвенциями, заключенными до окончательного конструирования этих областей на основе политического самоопределения населяющих их народностей.

Правительства Германии и Австро-Венгрии, в свою очередь, категорически подтверждают отсутствие у них каких бы то ин было притязаний на включение в германскую или австро-венгерскую территорию областей бывшей Российской империи, ныне оккупированных германскими или австро-венгерскими войсками, или на так называемое «исправление границ» за счет этих областей, а равным образом обязуются не принуждать эти области ни прямо, ни косвенно к принятию той илн иной формы государственного устройства, не стеснять их самостоятельности какими бы то нн было таможенными или военными конвенциями, заключенными до окончательного конструирования этих областей на основе политического самоопределения населяющих их народностей.

К п. II. Решение вопроса о будущей судьбе самоопределяющихся областей должно происходить в условиях полной политической свободы и отсутствия какого-либо внешнего давления.

Поэтому голосование должно ^производиться после вывода из этих областей чужеземных войск и возвращения на родину беженцев н выселенцев. Срок окончательного вывода войск устанавливается особой комиссией в соответствии с состоянием транспортных, продовольственных и прочих находящихся в связи с условием незаконченной мировой войны обстоятельств.

Охрана порядка и прав самоопределяющихся областей принадлежит национальным войскам и местной милиции.

Предоставляется полная свобода и материальная возможность возвращения на родину беженцам, а также принудительно выселенным с начала войны жителям данной области.

К п. III. С момента подписания мира и вплоть до окончательного государственного конструирования указанных областей внутреннее управление в их пределах, заведование местными делами, финансами и проч. переходят в рукн временного органа, составленного путем соглашения политических партий, обнаруживших свою жизнеспособность в среде данного народа как до, так н во время войны.


Основной задачей этих временных представительных органов народа, наряду с поддержанием нормального течения общественной и хозяйственной жизни, должна явиться организация дальнейшего опроса населения.

К п. IV. Окончательное решение о государственном положении упомянутых областей и о форме их внутреннего государственного устройства устанавливается путем всенародного референдума.

В целях ускорения работ мирной конференции Русская делегация полагала бы чрезвычайно важным получить от Германской делегации вполне точный ответ по всем вопросам, поставленным в настоящем заявлении.

Что касается остальных вопросов, "то они могли бы быть разобраны в связи с решением этих основных пунктов.

Нечат. по изд. «Мирные переговоры в Нрсст-Литовске», т. I, стр. 92—94.

45. Нота Советского Правительства Правительству Румынии

31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.)

Начальник 49-й революционной дивизии передал нам протест относительно поведения румынских властей. Румынские власти не только не считаются с выборным положением в русской армии и не хотят вступать в соглашения с избранными начальниками и представителями комитетов, но и захватывают фуражные запасы наших войск. В силу этого лошади в 49-й дивизии остаются без фуража. Передвижение иолкоп задерживается румынами силою оружия. Один из полков 49-й днинзин, именно 194-й Троицко-Сергиевский полк, был окружен румынами, подвоз провианта отрезай, полк разоружен н отведен в тыл. Румынские власти арестовали избранный комитет 195-го полка н австрийских офицеров, приглашенных, как гости, в штаб 195-го полка.

Совет Народных Комиссаров требует от Румынского Правительства освобождения арестованных, наказания произведших аресты, беззаконные и бесчинные действия румынских властей, и гарантий,-что подобные действия не повторятся. Неполучение ответа на это наше требование в течение 24-х часов будет рассматриваться нами как новый разрыв, и мы будем тогда принимать военные меры, вплоть до самых решительных.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин)

Верховный Главнокомандующий

Н. Крыленко

Народный Комиссар по Военным Делам

Я. Подвойский

Лечат, по арх. Опубл. в газ. "Известия» J& 1, 3 января 1918 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: