Декларация Центрального Исполнительного- Комитета Литовско-Белорусской Республики о внешней политике

[28 февраля 1919 г.]

Всем народам, всем правительствам!

Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Малоземельных и Безземельных Крестьянских н Красноармейских Депутатов Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии во исполнение воли Съездов Литвы и Белоруссии вторично обращается ко всем народам и их правительствам с предложением признать Социалистическую Со-


ветскую Республику Литвы и Белоруссии и вступить с нею в сношения.

ЦИК подчеркивает еще раз полную готовность свою разрешить все спорные вопросы 'полюбовно н миролюбиво. С величайшим возмущением он констатирует, что польское правительство не ответило 'на предложение о создании Смешанной комиссии для разрешения спорных территориальных вопросов между Республикой Лнтвы и Белоруссии, с одной стороны, и Польши — с другой *, и.продолжает свое наступление. Через голову этого реакционного правительства, пытающегося выполнить роль палача социалистической революции в Литве и Белоруссии, ЦИК обращается к трудящимся массам Польши и еще раз категорически заявляет, что трудовым массам Литвы и Белоруссии совершенно чужды всякие завоевательные стремления и они ничего более не желают, как мирных сношений и величайшей близости с трудящимися всего мира н прежде [всего] со своими ближайшими соседями.

Но теснимые литовскими, белорусскими, германскими и польскими белогвардейцами, рабочие и беднейшие крестьяне Литвы н Белоруссии готовы скорее умереть, нежели сдать свою свободу и завоевания своей революции. ЦИК, подтверждая свою готовность разрешить мирным путем все спорные вопросы, в то же время призывает к оружию всех, кому дороги свобода и социализм, призывает на борьбу против насилия капиталистов и эксплуататоров, стремящихся задушить революцию, уничтожить власть беднейших рабочих и крестьян в Литве и Белоруссии.

ЦИК поручает избранному Рабоче-Крестьянскому Правительству немедленно снестись с правительствами держав Согласия по вопросу о мирных переговорах на Принцевых островах, но в то же время требует от него принятия самых решительных мер для обороны Советской Социалистической Республики Литвы и Белоруссии от наступления вооруженных сил объединенного империализма.

Ili-чат. по арх. Опубл. в газ. ^Известия* M rj(liül), 4 марта 1919 г.

(Î2. Радиограмма Советского Правительства Литовско-Белорусской Республики Правительствам США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, всем, всем, всем

/ марта Î919 г.

Рабоче-Крестьянское Правительство Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии только теперь имеет возможность ответить на предложение всем организо-

• См. док. № 54.


вавшнмся на территории бывшей Российской империи правительствам прислать своих представителей на Принцевы острова 28 для ведения мирных переговоров, ибо до сего времени воля народов, населяющих территорию Литвы н Белоруссии, к самостоятельному государственному существованию не была еще формально закреплена. Избранный всеми трудящимися Литвы и.Белоруссии Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов, являющийся верховным и суверенным органом Республики, уполномочил Совет Народных Комиссаров Литвы и Белоруссии вступить в переговоры с правительствами Антанты по вопросу об участии представителей Рабоче:Кре-стьянского Правительства в переговорах на Принцевых островах. Поэтому нижеподписавшийся имеет честь просить правительства Антанты ответить по радио, к какому именно сроку и каким путем должны уполномоченные Рабоче-Кре-стьянского Правительства Литвы и Белоруссии прибыть на Принцевы острова.

Трудящиеся Лнтвы и Белоруссии неоднократно заявляли о своем желании жить в мире и согласии со всеми народами и о своей готовности миролюбиво и полюбовно разрешать спорные вопросы, существующие или могущие возникнуть между Социалистической] Советской] Республикой Литвы и Белоруссии и другими государствами.

•Но рабочих и беднейших крестьян Литвы и Белоруссии тлубоко поражает тот факт, что, одновременно с предложением со стороны правительств Антанты мирных переговоров, одновременно с попыткой создания «Лиги народов», т. е., по словам ее инициаторов, братского объединения всех народов в одну семью, продолжается жестокое наступление на территорию Литвы и Белоруссии белорусских, литовских, польских и германских белогвардейских банд.

Трудящиеся Литвы и Белоруссии, перенесшие все ужасы мировой войны, вынесшие всю тяжесть германской оккупации, не могут вынести того, что несет с собою это белогвардейское нашествие. Опять маленькая многострадальная страна предается на поток н разграбление, реки крови и моря слез заливают 'ее, погромы мирного населения, по своей жестокости превосходящие даже погромы, в свое время организованные царскими жандармами, расстрелы ни в чем не повинных людей, тюремные заключения, бесчеловечные пыткн и телесные наказания — все это постоянно сопровождает натиск белогвардейцев, натиск, который, как с несомненностью выясняется, производится по требованию Антанты. Ибо, согласно сообщению Науэнского радио, германская комиссия по перемирию официально заявила, что. «маршал Фош 26 января потребовал, чтобы польским войскам предоставлен был


свободный проход в Гродно и далее в Литву для борьбы с большевизмом».

Результаты этого требования рабочие н беднейшие крестьяне Лнтвы и Белоруссии уже испытывают на себе, ибо контрреволюционное правительство Германии не только с готовностью выполнило это требование, но и создало со своей стороны такнс же банды, которые по жестокости в грабежах и насилию нисколько не уступают польским, литовским и белорусским белогвардейцам. С чувством глубочайшего возмущения и негодования сознают трудящиеся Литвы н Белоруссии, что все эти погромы, насилия, грабежи, расстрелы, просты н порка происходят по требованию и по вине правительств Антанты н что, следовательно, те самые государственные люди, которые на словах несут в мир идеалы гуманности и справедливости, на словах с великой энергией и настойчивостью требуют освобождения малых народов, — на деле стоят уже по колена в крови этих малых народов, и кровь эта подымается все выше н выше...

Твердо решившие лучше всем до последнего человека умереть, нежели сдаться своим классовым врагам, готовые до последней каплн крови защищать свою свободу, рабочие н крестьяне Литвы и Белоруссии тем не менее согласны вступить в какие угодно мирные переговоры во имя прекращения братского кровопролития, во имя создания мира в измученной стране. Поэтому Рабоче-Крестьянское Правительство Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии выражает полную готовность послать своих представителей на Припцевы острова или в любое иное место, как только ему будет указан срок и маршрут.

Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам

Мицкевич- Капсукас

Вильно, 1-го марта.

Почт, по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л&. 10(602), 5 марта 1919 г.

ИХ Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Министерству Иностранных Дел Австрии

Исргдано по радио 5 марта Î9Ï9 г:

В ответ на радио австро-венгерского Ликвидационного Поенного Министерства Народному Комиссару по Иностранным Делам, полученное 30 января сего года, Народный Комиссариат по Иностранным Делам заявляет следующее:

II вышеуказанном радио Австро-Венгерское Правительство усматривает причину в том, что в действительности является


следствием. Стихийное, протекавшее в ужасных условиях возвращение русских пленных из Австрии, которое повлекло за собой в нх среде массу жертв, является следствием общего отношения к ним австрийских правительств как дореволюционного, так и послереволюционного периодов, а вовсе не того обстоятельства, что наши пленные не считались с установленными «правилами» якобы упорядоченного транспортирования нх,на родину. Если это последнее обстоятельство имело место, оно является лишь результатом совокупности условий их жизни и нх эвакуации из Австрии после заключения мира с Россией. До революции правительство Австро-Венгерской двуединой монархии, вместо того чтобы быстро и планомерно возвращать русских пленных на родину, под разными предлогами всячески тормозило их эвакуацию и задерживало их в плену в условиях тяжелого гнета. После же революции австрийские власти открыли лишь лагери и ничего не предприняли, дабы доказать нашим пленным, что они будут быстро н организованно отправлены на родину. Русскому Правительству совершенно неизвестно, чтобы Австрийское Правительство издало после революции какие-либо правила упорядоченной эвакуации русских пленных. Если же оно действительно хотело планомерно возвратить их на роднну путем использования тех «правил», которые были изданы до революции и которым русские пленные по опыту не доверяли, то, открывая лагери, Австрийское Правительство, понятно, должно было бы принять и соответствующие меры.

Утверждение австро-венгерского Ликвидационного Военного Министерства о том, что «русские власти никогда не заботились о благосостоянии австро-венгерскнх пленных, но предоставляли их без всякой защиты их собственной судьбе», неверно от начала до конца. В опровержение этого утверждения Русское Правительство может сослаться на ряд систематических и планомерных распоряжений. Целесообразность этих распоряжений лучше всего доказывается тем внешним видом, в каком возвращаются австрийские пленные на роднну. Этого доказательства по отношению к русским пленным Австрийское Правительство, к сожалению, представить не может.

Австрийское Правительство должно помнить, что Россия тоже переживает революционный период; но нн на один момент она не забывает о своих обязанностях-по отношению к австрийским пленным. Этн последние всегда в русском плену пользовались большей свободой, чем русские пленные в Австрии, но, несмотря.на это, австрийские пленные во все время революции эвакуируются из Росснн заботами и попечениями Русского Правительства. Если при возвращении австрийцев из русского плена н были случаи, когда отдельные пленные оказывались жертвами условий возвращения, то эти случаи


насчитываются единицами н имели место только'тогда, когда австрийские пленные тайком от русских властей отправлялись на роднну.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

В упоминаемой радиограмме австро-венгерского Ликвидационного Военного Министерства от 30 января 1919 г., в частности, говорилось:

«До ноября 1918 года русские военнопленные при отправке на родину снабжались одеждой,.продовольствием и документами, что предусматривалось соответствующими правилами. После свержения монархии военнопленные самовольно в массовом порядке ушли из лагерей и с мест своей работы, не дожидаясь организованной отправки на роднну и не считаясь с соответствующими предписаниями. Вследствие этого нельзя упрекать отдельные местные органы в недостаточной заботе о физическом и материальном благосостоянии военнопленных. Впрочем, утверждение, что лвстро-венгерские военнопленные пользуются заботой компетентных русских властей, должно быть признано совершенно неверным: за некоторыми исключениями, русские власти никогда не заботились о благосостоянии tintстро-венгерских пленных, но без всякой защиты предоставляли их собственной судьбе».

64. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Франции Пишону

Передано по радио 6 марта 1919 г.

Имею честь сообщить Вам, что радиограмма, посланная нам с борта судна Миссией Российского Красного Креста, получена нами только 4 марта, когда Вы столь любезно послали ее повторно из Парижа. Я с удовольствием уведомляю Вас, чго, основываясь на решительном требовании, направленном Российскому Правительству Миссией Российского Красного Креста в момент ее отъезда во Францию, и придавая выраженному ею пожеланию исключительное значение и особую важность, мы освободили из-под стражи французских военнослужащих, находившихся до настоящего времени в заключении.

Получив одновременно Вашу просьбу дать разъяснения по поводу чрезвычайного налога 15, мы можем заверить Вас, чго заключенные с Французским Правительством соглашения о репатриации или об освобождении его подданных не будут пи в коем случае изменены илн нарушены нз-за неуплаты чрезвычайного налога. В том, что касается обложения этим иллогом в случаях, когда не затрагиваются вышеупомянутые (.•оглашения, мы не можем рассматривать наши отношения с Французским Правительством как имеющие под собой юридическую основу в то время, когда оио совершает на нас нападение и вторгается на нашу территорию, и, следовательно, не можем сообразовать наше поведение с договорами, суще-I-питавшими до агрессин Франции.


Другая радиограмма Французского Правительства, полученная одновременно и предназначенная для Украинского Правительства, была нами передана ему.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

65. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Министерству Иностранных Дел Франции

Передано по радио 11 марта 1919 г.

Сообразно точному смыслу состоявшегося между Российским и Французским Правительствами соглашения 'русским гражданам, пребывающим на французской территории, и французским гражданам, находящимся в Росснн, должна быть предоставлена возможность свободного выезда из пределов договорившихся государств *. Право возвращения на родину обеспечивается всем, в том числе н заключенным в тюрьмах.

Российское Советское Правительство освободило из мест заключения всех находящихся там граждан Французской Республики, не исключая шпионов, арестованных на месте преступления. Этот акт Российского Правительства явился следствием ходатайства, возбужденного представителями Французской Республики перед главой Российской Миссии Красного Креста во Франции Мануильским.

Между тем, по доставленным прибывшей из Франции группой русских солдат сведениям, граждане России до настоящего времени подвергаются бесчеловечному по жестокости обращению, результатом которого являются болезни, увечья и смерть29. Тяжкие страдания, причиняемые русским воинам во Франции, имеют единственным основанием то обстоятельство, что онн не желали сражаться на французском фронте и добивались законнейшего права — возвращения на роднну.

•В одиночных, лишенных света, с наглухо заколоченными окнами камерах каземата г. Безансона впроголодь томятся до 300 человек русских солдат.

Истерзанные жестокими страданиями люди доходят до того, что кладут на рельсы под тачки руки и ноги для того, чтобы их оторвало, и этим путем надеются попасть в госпиталь и такой ценой стараются хоть на время избавиться от невыносимых нравственных и физических мучений. При таких же условиях гибнут в Марселе — 100, Бордо — 20, Бресте— 15 человек и в тюрьмах Лаваля, Рейна, Невера, Клер-мон-Ферраша— 150 ни в чем не повинных русских граждан.

* См. т. I, док. № 299 и 305, а также док. 17, 28 н стр. 27, 35 данного тома.


Потрясающую картину представляет жизнь русских узников на острове Экс. Здесь больше 300 человек, среди которых находятся главные поборники идеи возвращения на родину: М. Болтайс, М. Волков, П. Кндяев и Глоба. Онн заключены в камерах старого замка Генриха IV, которые находятся ниже уровня моря. Отсутствие света, медицинской помощи, сырость и голод уносят жизнь 5—6 страдальцев ежедневно.

На верную, неминуемую смерть обречены русские граждане, сосланные в Африку. Пытки их усугубляются тем, что при 50-градусной жаре и питаннн, состоящем из 20 г хлеба и кофе, даваемого раз в день, этим несчастным производят учение, взвалив на плечи им по мешку с песком весом в 70 фун-ioiï. Необходимым следствием этого режима является кровохаркание. Заболевших уносят и бросают без помощи. Места них пыток — Алжир, Оран, Афревиль, Крейдер.

Основываясь на состоявшемся между Российской и Французской Республиками соглашении, Российское Советское Правительство настаивает самым решительным образом на исполнении 'принятого на себя Французским Правительством обязательства, заключающегося в.немедленном освобождении всех русских солдат, находящихся в пределах французской территории.

Российское Советское Правительство, точно и неуклонно пополнившее принятое иа себя обязательство по отношению к французским гражданам, выражает твердую уверенность, чго Правительство Французской Республики не замедлит отпятить тем же и этим положить конец жесточайшим мучениям русских солдат.

Народный Комиссариат Иностранных Дел проент Французское Правительство сообщить в возможно скором времени о мерах, предпринятых в этом отношении Французским Пра-нпгсльством.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

Карахан

Игчаг, по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л". Vi (608), 14 марта 1919 г.

00. Текст проекта мирного предложения Союзных и Объединившихся стран, разработанный представителем Правительства США Буллитом и Правительством РСФСР30

12 марта 1919 г.

Союзные и Объединившиеся Правительства предлагают приостановить военные действия на всех фронтах на территории бывшей Российской империи н Финляндии......


(дата перемирия) * и не предпринимать никаких новых военных действий после этого в ожндаинн Конференции, долженствующей состояться в.........

(место конференции) **.........

(дата созыва конференции) ***.

Перемирие должно продолжаться 2 недели, если оно не будет продолжено по взаимному согласию, н все участники перемирия обязуются не использовать время перемирия для перевозки войск и военного снаряжения на территорию бывшей Российской империи.

Конференция должна обсудить вопрос о заключении мира на основе следующих принципов, не подлежащих пересмотру на Конференции:

I) Все фактически существующие на территории бывшей Российской империи и Финляндии правительства сохраняют полную власть на территориях, занимаемых ими в момент вступления в силу перемирия, за исключением случаев, когда на Конференции произойдет соглашение относительно передачи территории одним правительством другому, причем власть их сохранится до того момента, когда народы, населяющие территории, подвластные этим правительствам, сами не решат сменить свои правительства. Как Российское, так и другие Советские Правительства, а также и все остальные правительства, образованные на территории бывшей Российской империи, а равно и Союзные и Объединившиеся Правительства и остальные правительства, оперирующие против Советских Правительств, включая Финляндию, Польшу, Галицию, Румынию, Армению, Азербайджан н Афганистан, обязуются не делать никаких 'попыток к свержению силой фактически существующих правительств, образованных на территории бывшей Российской империи, а также остальных правительств, подписавших настоящее соглашение ****.

* Дата перемирия должна быть назначена по крайней мере через неделю после того дня, когда это предложение будет сделано Союзными и Объединившимися Правительствами. [Прим. док.]

** Советское Правительство отдает полное предпочтение тому, чтобы Конференция происходила в нейтральной стране, а также чтобы в его распоряжение были при этом предоставлены радио или прямой провод с Москвой. [Прим. док.]

'*** Конференция должна начаться не позже, чем через неделю после вступления в силу перемирия, и Советское Правительство особенно желает, чтобы между началом перемирия и первым заседанием Конференции прошло, если возможно, не более трех дней. [Прим. док.]

**** Союзные и Объединившиеся Правительства обязуются следить за тем, чтобы фактические правительства Германии не делали попыток к свержению силой фактических правительств России. Фактические правительства России, образованные на территории бывшей Российской империи, обязуются не делать попыток к свержению силой фактических пра^.и* Т&льств Германии. [Прим. док.]


2) Экономическая блокада России отменяется, и торговые сношения между Советской Россией и Союзными и Объединившимися странами возобновляются на условиях, обеспечивающих одинаковую доступность доставленных нз Союзных и Объединившихся стран товаров всем классам русского народа.

3) Советским Правительствам России предоставляется право беспрепятственного транзита на всех железных дорогах и пользования всеми портами, принадлежавшими бывшей Российской империи и Финляндии, необходимыми для разгрузки и перевозки пассажиров и товаров между территориями Советских Правительств и морями. Подробности проведения в жизнь этого условия должны быть выработаны на Конференции.

4) Граждане Советских Республик России имеют право свободного въезда в Союзные и Объединившиеся страны, а также во все страны, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи и Финляндии, а равно и право пребывания н передвижения с полной безопасностью при условии невмешательства во внутреннюю политику этих стран*.

Граждане Союзных н Объединившихся стран и остальных вышепереименованных стран имеют право свободного въезда в Советские Республики России, а равно право пребывания и 'передвижения с полной безопасностью при условии невмешательства во внутреннюю политику Советских Республик.

Союзные н Объединившиеся Правительства н другие правительства, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи и Финляндии, имеют право посылать официальных представителей, пользующихся полной свободой и неприкосновенностью, в Советские Республики России. Советские Правительства России имеют право посылать официальных представителей, пользующихся полной свободой и неприкосновенностью, во все Союзные и Объединившиеся страны н в пссоветские страны, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи и Финляндии.

5) Советскими Правительствами и остальными правитель-ri вами, образовавшимися на территории бывшей Российской империи и Финляндии, объявляется амнистия всем политическим противникам,.преступникам и заключенным. Союзными и Объединившимися Правительствами объявляется амнистия иссм русским политическим противникам, преступникам и заключенным, а также своим собственным гражданам, которые подвергались или могут подвергаться 'преследованию за ока-

* Советское Правительство считает существенным, чтобы Союзные и Пбьодинившиеся Правительства позаботились о том, чтобы Польша и все центральные страны предоставили Советским Республикам такие же ii|i(iit;i, как Союзные и Объединивщиеся Правительства. [Прим. док.\


занне помощи Советской России. Под амнистию подводятся также все русские, сражавшиеся в армиях нли какнм-лнбо другим путем оказывавшие помощь армиям, оперировавшим против Советских Правительств нли против других правительств, образовавшихся на территории бывшей Российской империи и Финляндии.

Всем военнопленным нерусских держав, задержанным в России, так же как всем гражданам этих держав, находящимся в настоящее время в России, дается полная возможность к возвращению на родину. Русским военнопленным, в 'какой бы чужой стране они пи находились, и всем русским гражданам, включая русских солдат и офицеров за границей, а также русских, находящихся в иностранных армиях, предоставляется полная возможность к возвращению на роднну.

6) Немедленно по подписании настоящего соглашения все войска Союзных и Объединившихся Правительств и других нерусских правительств должны быть удалены из России, и должно быть прекращено оказание военной помощи антисоветским правительствам, образованным на территории бывшей Российской империи.

Как Советские Правительства, так и антисоветские правительства, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи и Финляндии, начинают одновременно н в одинаковой степени сокращение своих армий до мирного положения немедленно по подписании настоящего Соглашения. Конференция должна установить самую действительную н справедливую форму инспекции и 'контроля этой одновременной демобилизации, а также удаления войск и прекращения военной поддержки антисоветским правительствам.

7) Союзные и Объединившиеся Правительства, принимая к сведению заявление Советского Правительства России в его ноте от 4 февраля относительно внешних долгов *, предлагают

в виде неотделимой части настоящего соглашения, чтобы Советские Правительства н другие правительства, образованные на территории бывшей Российской империи и Финляндии, признали свою ответственность за финансовые обязательства бывшей Российской империи по отношению к иностранным державам, являющимся участниками настоящего соглашения, и по отношению к гражданам этих держав. Подробности уплаты этих долгов дол'Жны быть выработаны на Конференции, причем будет принято во внимание настоящее финансовое положение России. Русское золото, захваченное чехосло-ваками в Казани или вывезенное союзниками из Германии, должно быть рассматриваемо как частичная уплата Советскими Республиками России части долга, падающего на них.

* См. док. № 45.

94,


Советское Правительство России обязуется принять вышеизложенное предложение, если оно будет сделано не позже 10 апреля 1919 года.

Советское Правительство весьма желает иметь полуофициальную гарантию Американского и Великобританского Правительств о том, что они сделают все от них зависящее, чтобы Франция соблюдала условия перемирия.

Москва, 12 марта 1919 г.

Почат, по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л& 110(662), 23 мая 1919 г.

1)7. Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР кардиналу Гаспарри, в Рим

13 марта Î9Î9 г.

Получив Вашу радиотелеграмму от 12 марта, могу Вас уверить, что упомянутый в ней серьезный источник ввел Вас it заблуждение. Отделение церкви от государства, осуществленное в России, ведет к тому, что религия в ней рассматривается как частное дело. Нельзя поэтому говорить о преследовании служителей религии в Росснн. У нас не происходит никаких явлений, подобных тем, которые составляли правило ii тех странах, где господствовала римско-католическая церковь, по отношению к иноверцам.

Ввиду специального интереса, проявляемого Вами по отношению к религии, которую римско-католическая церковь до сих пор считала схизматической н еретической и которую Вы признаете православной, я могу Вам гарантировать, что ни один служитель этой религии не пострадал за свои религиозные убеждения. Что же касается тех из них, которые участвовали в заговорах против Советского Правительства и против власти рабочих н крестьян, мы исходили в наших действиях по отношению к ним из той точки зрения, что они должны подчиняться тем же законам, как н другие граждане, и что никакое привилегированное.положение по сравнению с мирянами не должно быть их уделом.

Ввиду проявленной Вами по отношению к служителям православной религии солидарности я не могу не упомянуть п IOIM, что были найдены скрывавшиеся таковыми громадные Гмп'лтства, в особенности в монастырях, и что среди всеобщей нужды, вызываемой направленными против нас мерами Сокппых держав, против которых, однако, Вы не заявляли никакого протеста, некоторые из этих служителей религии, к ко-inpi.iM Вы проявляете такой интерес, собрали втайне громадные.чапасы съестных припасов, которых онн таким образом.'иппали паши народные массы.


Вы сообщаете нам о том, что верховный глава римско-католической церкви убеждает нас изменить занятое нами по отношению к православному духовенству положение, но такой признак заботливости к последнему доходит до нас именно в тот момент, когда прямые и решительные действия наших народных властей раскрыли мошенничества, которыми духовные лица надували народные массы, основывая свое влияние на обмане.

Золоченые гробницы, блистающие драгоценными камнями, заключавшие в себе то, что духовенство называло 'нетленными святыми.мощами, были раскрыты, н там, где предполагалось присутствие мощей Артемия Пннежского, Тихона Задонского, св. Мнтрофання Воронежского, благоверного кн. Константина, его матери Ирины и его чад Михаила и Феодора, Мака-рия Калязинского, епископов Иоанна и Феодора Суздальских и др., были найдены истлевшие кости, превращавшиеся в пыль, большое количество ваты, подушки, тряпки и даже женские чулки.

Мне кажется необходимым обратить Ваше внимание на то, что в этот именно момент иашн действия по отношению к духовенству имели несчастье вызвать Ваше неудовольствие. Равным образом достойно сожаления, что бесчисленные зверства, произведенные врагами русского народа — чехослова-ками *, правительствами Колчака, Деникина, Петлюры и в числе других находящимися в настоящее время у власти в Польше партиями, в числе вождей которых имеются католические архиепископы и агенты которых подвергают ужасным мучениям попадающих в их рукн борцов за народное дело н даже умертвили нашу краснокрестную Миссию, — не вызвали с Вашей стороны никаких протестов. Истинная человечность, за которую борется наша народная революция, нисколько не уважается теми, которые считают себя Вашими приверженцами, и ни одно слово из Ваших уст не раздалось в ее защиту.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 57(609), 15 марта 1919 г.

В упомянутой радиограмме кардинала Гаспарри от 12 марта 1919 г. говорилось:

«Сообщают из серьезного источника, что Ваши приверженцы преследуют служителей бога, в осо'бенности тех, которые принадлежат к православной религии. Святой отец Бенедикт XV увещевает Бас дать строгие приказания, чтобы служители всякой религии были уважаемы. Человечность и религия будут Вам за это (благодарны».

* Имеются в виду участники контрреволюционного мятежа чехословацкого корпуса.

9R


HS. Радиограмма Советского Правительства Латвии Правительству и трудовому народу Германии

15 марта 1919 г. № 305

Трудовой народ Германии без различия партии высказы-наегся против войны, соглашаясь на самые тяжелые мирные условия Антанты. Однако существуют круги, желающие всеми силами вовлечь Германию в новую войну на Востоке, не счи-1,'[нсь с последствиями для трудового народа Германии. Сначала велась вербовка добровольцев на фронт Латвии с обещанием высокой платы и перспектив колонизации. Одновременно распространялись заведомо ложные сообщения Науэнского радио о намерениях советских.войск напасть на германскую территорию. Ныне Военное Министерство Германии, в частности штаб И армейского корпуса в Штеттине, двинули против Латвнн новые регулярные германские части. Установлено присутствие на территории Латвии вновь прибывших частей гвардейских егерей, саперного батальона, Черных гусар, и других. Очевидно, германские военные власти действуют вопреки воле трудового народа, а может быть даже н Правительства.

Трудовой народ Латвии решительно протестует против подобных действий и заявляет, что он до последней каплн крови будет защищаться против подобного империалистического нападения регулярных войск Правительства Социалистической Германии и полностью рассчитывает на поддержку со стороны германского трудового народа.

Председатель Советского Правительства Латвии

С тучка

Печат. по арх.

69. Меморандум Представителя РСФСР в США Государственному Департаменту США

19 марта 1919 г.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана 6 ноября 1917 г. * в результате спонтанного ** восстания трудящихся масс России. Ее Правительство — Совет Народных Комиссаров — является Правительством, контролируемым и ответственным перед всеми гемн слоями населения России, которые хотят заниматься полезным трудом, физическим или умственным. Те лица, которые в состоянии работать и которые тем не менее преднамеренно отказываются трудиться, предпочитая жить за счет

* Так в документе. ** В тексте на английском языке — spontaneous.


пЛодов труда других людей, отстраняются от участия в контроле над моим Правительством.

В настоящее время те лица, которые хотят трудиться на общее благо, составляют, по меньшей мере, 90 процентов взрослого населения на территории, контролируемой Советами. Все эти лнца обладают всеми политическими и гражданскими правами.

Ввиду того, 'что гражданство в России определяется скорее производственно-экономическим, а не политическим фактором, а социальная система носит такой характер, что каждое лицо, занимающееся полезным общественным трудом, обязано принимать участие в общественных делах, процент людей, непосредственно участвующих в управлении обществом, в Советской России выше, чем где-либо н когда бы то нн было в мире. Тем самым Российская Советская Республика предоставляет самые широкие возможности для подлинного выражения сознательной волн народа. Поскольку Советское Правительство является Правительством рабочего класса, то уничтожение эксплуатации труда и ликвидации тем самым раскола общества на классы создает общество производителей, в котором вое способные члены его обязаны стать полезными работниками, обладающими всеми политическими правами. Таким образом, мое Правительство становится выразителем воли всех 100% народа. Необходимо также заметить, что политические.права в России предоставляются каждому лицу, занимающемуся полезным трудом, даже если оно не является гражданином России, а лишь временно работает там.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика быстро получила одобрение огромного большинства трудового народа на всей территории бывшей Российской империи. Она защитила себя в борьбе с различными заговорами и сопротивлением со стороны небольших групп бывших правящих классов, которые во многих случаях прибегали к иностранной шомощи и которые использовали наиболее беспринципные методы в своей борьбе против советских учреждений. Однако 'нигде в России эти элементы не смогли самостоятельно организовать какого-либо заметного сопротивления народной воле, выразителем которой явилось Советское Правительство. Только в малонаселенных отдаленных районах и в тех районах, где наши врагн получали иностранную военную.помощь, онн смогли оказывать некоторое организованное сопротивление и вырвать из-под контроля Советской России какую-то территорию. Сегодня, после 16.месяцев существования Российской Советской Республики, ее положение значительно более прочно, чем это было когда-либо раньше.

В течение этого года Советское Правительство добилось особенно больших успехов в деле возвращения огромных территорий, вырванных из-под его контроля во время предыду-


mux месяцев. К февралю 1919 г. советские войска на Северном фронте вновь овладели городом Шенкурском, н прилегающей территорией. На Восточном фронте они оставили Пермь, но снова овладели Лереуфой, Уфой, Стерлитамаком, Беле-бе-ем, Оренбургом и Уральском. Железнодорожная связь с Центральной Азией в настоящее время находится в руках Со-кстского Правительства. На Южном фронте онн овладели с ганцнями Поворино, Алекснково, Половая *, Калач и Богучап, 'но обеспечило им контроль над железными дорогами этой области, в то время как на Юго-Восточном фронте украинские советские войска угрожают армии Краснова нз Луганска, с тыла. На Украине советские войска овладели Харьковом, Нкатеринославом, Полтавой, Кременчугом, Черниговом и Ов-ручем. В прибалтийских областях н Литве Советская власть распространилась на большую часть территории, ранее захваченной немцами, причем крупные города — Минск, Вильно, Рига, Митава, Двинск, Виндава и другие — находятся под контролем сторонников Советской власти.

Упомянутые успехи в основном являются следствием того, ч го после очищения германскими армиями территорий, отторгнутых от России во время войны и по Брест-Литовскому мир-пому договору, который Советская Республика вынуждена была подписать под давлением, рабочие этих 'районов повсеместно поднимают восстания для поддержки идеалов и социального строя, выразителем которого является Советская Республика.

Негодование против бывших правящих классов, которые пс поколебались прибегнуть к иностранной военной помощи против своего собственного народа, само по себе евндетель-пвует о все возрастающей поддержке Советского Правительства народом, даже теми людьми, которые вначале относились либо враждебно, либо безразлично к советскому строю. Мужчины и женщнны, имеющие гуманитарное илн техническое образование, люди интеллектуального труда теперь и 'большом количестве встают на сторону Советского Правн-к'.'ч.ства и сотрудничают с ним во всех областях управления.

Крестьянство России, огромное большинство которого с самого начала 'поддерживало революцию рабочих, стало бо-||сс сознательно поддерживать нашу общественную систему, ппшшая, что поддержка Республики рабочих — единственная ыраптия сохранить за собой контроль над землей, 'Которую они отобрали у своих бывших угнетателей. Экономическая и юлнция России, которая до сих пор не давала Советскому Правительству возможности снабжать крестьян в достаточном количестве орудиями труда, в которых онн остро ну-жviюгея, конечно, вызывает трудности среди крестьянства;

* О'И'Пндно — Таловая, см. док. № 45.


однако крестьяне в большинстве своем не винят Советское Правительство за эти лишения, хорошо понимая, что это является следствием преднамеренного вмешательства в дела русского народа со стороны враждебных групп и что средство устранения этого-—не ослабление, а усиление Советской власти. Они полностью отдают себе отчет в том, — и их опыт в тех случаях, когда контрреволюционным силам временно удавалось свергать Советскую власть, наглядно свидетельствует о правильности их понимания, — что свержение Советской власти, если это вообще возможно, привело бы к установлению тиранического, реакционного и кровавого самодержавия.

О замечательном улучшении внутреннего положения Советской.России свидетельствуют те переговоры, которые члены бывшего Учредительного собрания 'начали с Советским Правительством. Представители бывшего Учредительного собрания, такие, как Чернов, Ракитников, Святицкий, Вольский, Буревой, Черненков, Антонов, которые все являются также членами Центрального комитета 'партии социалистов-революционеров, недавно прибыли в Москву, чтобы -принять участие в переговорах с Советским Правительством, имеющих целью оказать поддержку нашей Республике. Этн переговоры привели к соглашению, в соответствии с которым эти хорошо из-зестные эсеры и.бывшие злейшие враги прекратили свое сопротивление и решительно высказались против интервенции Антанты в России.

Об улучшении отношений Советского Правительства с элементами в России, в прошлом настроенными враждебно но отношению к нему, свидетельствует также изменение.позиции меньшевиков, конференция которых также выступила с протестом против вмешательства Антанты.

Была успешно создана армия Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; теперь она насчитывает в своих рядах более 1 000 000 человек. С целью создания к концу текущего года вооруженных сил численностью в 3 000 000 человек была введена система всеобщего воинского обучения, которая постоянно дает армии (пополнения. Вооруженными силами Правительства руководят частично офицеры бывшей русской армии, которые доказали свою верность Советскому Правительству, и частично офицеры, подготовленные из рядовых в военных учебных заведениях, созданных моим Правительством. Военному Комиссариату удалось установить и поддерживать строгую дисциплину в рядах армии, дисциплину, основанную не на страхе наказания или слепой покорности, а на искреннем убеждении рабочих, из которых армия состоит, в том, что защита их социальных завоеваний от любых посягательств является их честью, а также их долгом. Именно это убеждение в необходимости защиты наших рево-


люционных завоеваний.позволило нам, несмотря на все экономические трудности, быстро организовать производство поенной продукции.

Советское Правительство получило в наследство полнейшее расстройство финансов, порожденное четырьмя годами войны и годом революции. Такое положение дел, а также необходимость координировать финансовую систему России с повой производственно-экономической системой, представляемой моим Правительством, вызвало необходимость полной перестройки финансовых институтов на основе прав общественной собственности. Эта перестройка, которая имеет целью заменить денежную систему системой, представляющей стоимость труда, находится 'пока что в стадии становления. Несмотря на это, Советское Правительство в той части, в какой это касается его -финансовых отношений и обязательств по отношению к другим страна.м, готово предложить те виды финансовых сделок, которые соответствуют финансовой си-гтеме других стран.

Период,.предшествующий установлению Советской власти, нанес серьезный ущерб также и аппарату производства и распределения. Советское Правительство ввело систему общественного контроля и общественной собственности в производственных отраслях. Оно на деле взяло в свои руки многие важные отрасли промышленности и установило контроль Высшего Совета Народного Хозяйства над всеми отраслями производства. Перед страной встали огромные трудности из-за обструкционистских методов наших врагов,.недостатка сырья в оборудования и из-за тех неполадок, которые 'неизбежно сопутствуют гигантской реорганизации производства. Несмотря на эти трудности, различные отрасли промышленности были восстановлены, причем даже с увеличением их производственной мощности. Однако до сих пор из-за недостатка сырья и оборудования нельзя было восстановить многие отрасли промышленности. Потребности таких отраслей производства открывают широкий простор для деловых связей между Россией и остальными странами.

В начальный период Советской власти состояние железнодорожной сети было весьма неудовлетворительным. Потребности, связанные вначале с демобилизацией старой армии, а затем с военными действиями против наступавшей контрре-нолюции, явились серьезной нагрузкой для наших железных дорог и ие позволили провести значительную работу тто их реконструкции. Тем не менее, ъ течение прошлого года Советскому Правительству удалось построить или завершить строи-1Сльство около 2000 верст новых железнодорожных путей. Оно уделяло также большое внимание строительству других средств сообщения, таких, как 'каналы, дороги и т. д., и в настоящее время оно намечает проведение в этой области работ


в большом масштабе, что также создаст огромные возможности для внешней торговли.

Народ России, лишенный в течение 'веков доступа к источникам народного образования,.выдвинул в качестве одной из основных задач моего Правительства реорганизацию школьной системы с целью достижения возможно больших результатов в области народного образования. В течение прошлого года -в этой области была проведена большая работа тто всей России. Советское Правительство создало и расходовало огромные средства на содержание десятков тысяч новых начальных школ, вечерних школ, рабфаков и лекционных курсов, особенно курсов, дающих сельскохозяйственное образование, и сфера образования была расширена, с тем чтобы сделать богатства искусства и науки как можно более доступными для народа.

Все эти усилия, хотя они еще и не закончены, тем не менее дали 'русскому народу достаточные доказательства серьезности желания и способности Советского Правительства удовлетворить (потребности населения, и они в значительной степени способствовали ослаблению сопротивления [врагов]. Ввиду того, что активное сопротивление Советскому Правительству прекратилось, стало возможным ослабить такие чрезвычайные меры, как цензура, военное положение и т. д.

Много предубеждений против Советского.Правительства было вызвано посредством распространения лживых сообщений о природе институтов Советской России и о предпринятых ею мерах. Одно из наиболее часто встречающихся утверждений состоит в том, что режим Советов является якобы режимом насилия и убийств. В этой связи я хочу обратить Ваше внимание на следующие разделы ноты, направленной 24 декабря 1918 года от имени Советского Правительства России Максимом Литвиновым Президенту Соединенных Штатов:

«...Главной задачей Советов является обеспечение для трудящегося большинства русского народа экономической свободы, без которой.политическая свобода не имеет для него ценности. В течение восьми месяцев Советы пытались осуществить свои стремления мирными.методами, не прибегая к насилию, высказавшись в пользу отмены смертной казни, отмена каковой была частью их 'программы. Лишь тогда, когда их.враги — меньшинство русского народа — прибегли к террористическим актам против хорошо известных членов Правительства и обратились за помощью к иностранным войскам, трудящиеся массы были доведены до актов отчаяния и не могли не дать свободного выхода своей ненависти и чувствам горечи против своих бывших душителей.

Вторжение союзников па русскую территорию не только понудило Советы вновь против своей воли милитаризировать страну и использовать для обороны страны свою энергию и


ресурсы, столь необходимые для экономического восстановления России, разоренной четырьмя годами оборонительной копны, оно отрезало их также от жизненных источников снабжения 'продовольственными припасами и сырьем, обрекши население на самые ужасные лишения, граничащие с голодом. Я хотел бы подчеркнуть, что так называемый «красный тер-poip», который заграницей грубо преувеличивается и не понимается, был не причиной, но прямым результатом и последствием союзного вмешательства.

Рабочие и крестьяне России отказываются 'понимать, как иностранные государства, которые никогда не мечтали о вмешательстве в русские дела в те времена, когда царское варвар-ciBo и милитаризм неограниченно правили, но, наоборот, даже поддерживали этот режим, считают себя вправе вмешиваться в русские дела теперь, когда сами трудящиеся после десятилетий изнурительной борьбы и бесчисленных жертв сумели взять и свои руки власть и судьбы своей страны, не желая ничего, кроме своего собственного счастья и международного братства, не представляющего угрозы для других наций» *.

В другом разделе той же ноты г-н Литвинов заявляет следующее:

«...Лучшим средством для прекращения насилия.было бы достижение соглашения, которое включало бы отвод иностранных войск из России и прекращение прямой и косвенной помощи таким труппам в России, которые все еще питают несбыточные надежды на вооруженное восстание против Рабочего Правительства, но которые без помощи из-за границы не могут и думать о его осуществлении» **.

Великая работа по социальной реконструкции, начатая (Советским Правительством как проводником воли народа, была затруднена в силу необходимости организации 'Военной защиты от врагов нашей Республики и в силу экономической и.шляции Советской России, которая (изоляция] служила одним из средств их враждебной деятельности наряду с умышленным разрушением наших средств сообщения с важными продовольственными центрами и уничтожением продовольственных запасов; все это значительно увеличило страдания нашего народа.

В результате огромных усилий и эффективного объединения всех экономических средств, находящихся в распоряжении моего Правительства, оно смогло предотвратить наступление худшнх сторон этой 'ситуации. Тот факт, что экономическая разруха вместе 'с голодом и нехваткой даже самых необходимых средств существования ощущается так остро и больше всего в тех районах бывшей Российской империи, ко-

* См. т. I, док. № 454. ** В экземпляре упомянутой ноты, хранящемся п архиве, цитируемая i|iji.i ta отсутстиуст.


торые в течение некоторого времени находились в руках врагов нашей Республики, имевших связь с внешним миром, ясно свидетельствует о том, что Советская власть имеет значительно больше возможностей обеспечить народ средствами существования, чем любые претенденты на власть в России.

Принимая во внимание вое вышесказанное, я имею смелость заявить, что Советское Правительство дало все те доказательства устойчивости, прочности, народной поддержки и творческой способности, какие когда-либо требовались от любого правительства мира в качестве основы для'политического признания и права на участие в торговом обороте. Я уверен, что люди за пределами России столь же убеждены, как и сам русский народ, в бесполезности попыток свергнуть Советское Правительство. Такие 'попытки ведут только к ненужному кровопролитию, а в случае.их успеха в какой-нибудь части России, ведут к временному установлению кровавой, монархической власти, которая не может поддержать себя и даже временное существование которой поведет к 'кровопролитию и несчастьям.

Целиком сознавая, что экономическое процветание всего мира, включая Советскую Россию, зависит от непрерывного обмена товарами между различными странами, Советское Правительство России желает установить торговые отношения с другими государствами, и особенно с США. Советское Правительство готово немедленно закупить у Соединенных Штатов большое количество 'готовой продукции на условиях платежа, полностью удовлетворяющих обе стороны. Мое Правительство желает также достичь соглашения относительно экспорта из России сырья, необходимого другим странам, огромные излишки которого имеются в России. Для того, чтобы восстановить экономическую целостность России и обеспечить установление прочных торговых отношений, рабочие и крестьяне России, как об этом заявил г-н Литвинов в вышеупомянутой ноте, «готовы пойти на все возможные уступки, поскольку затрагиваются подлинные интересы других стран, конечно, при условии, что любое соглашение не должно наносить ущерба суверенитету русского народа, носителем которого является Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика»*.

Таким образом, со стороны РСФСР не существует никаких препятствий для установления нормальных отношений с другими странами, особенно с Соединенными Штатами. Российское Советское 'Правительство готово отгарыть свои двери гражданам других государств, стремящимся использовать возможности в мирных целях, и оно приглашает всех внимательно изучить и исследовать условия этих возможностей, что,

* Цитируется неточно.


я уверен, докажет, что 'мир и процветание в России, так же как и в других странах в той степени, в какой благосостояние России влияет на них, могут быть достигнуты путем прекращения нынешней политики бойкота Советской России и установления обмена материальными н духовными ценностями.

Россия готова сейчас закупить на американском рынке большие количества следующих товаров, соответствующие потребностям 150-миллионного населения: оборудование для железных дорог, сельскохозяйственные орудия и машины, инструменты, горное оборудование, электрооборудование, полиграфическое оборудование, текстильные товары, обувь и одежду, жиры -и консервированное мясо, изделия из резины, пишущие машинки и канцелярские'принадлежности, автомобили и грузовики, химические и медицинские товары и т. п.

Россия готова продать следующие виды товарс-в: лен, пенька, шкуры, щетина, меха, пиломатериалы, зерно, платина, металлы и минералы.

В случае возобновления торговли с Соединенными Штатами Российское Правительство готово немедленно разместить в банках Европы и Америки золото на сумму в двести миллионов долларов (200 000 000 долларов) для покрытия стоимости первых закупок.

Я думаю, что для обеспечения основы для кредитования дополнительных русских закупок в США в ходе переговоров с моим Правительством о деталях будут сделаны предложения, полностью отвечающие этой цели.

Я уполномочен моим Правительством вести переговоры о возобновлении в ближайшем будущем торговых отношений, взаимно выгодных для России и Америки, и я буду рад обсудить детали при первой же возможности 31.

Представитель РСФСР в США

Л. Мартене

Секретарь Бюро Представителя

С. Нуортева

Печат. по арх. Опубл. в сбора. "Papers relating to the Foreign Relations of the United States, 1919. Russia», IK 131-141.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: