Обращение Учредительного Съезда Забайкалья к правительствам США, Великобритании, Японии, Китая, Франции, Италии, РСФСР, к правительствам н народам всего мира

6 апреля 1920 г.

Мы, полномочные представители всего населения Забайкалья, собравшиеся на Учредительном Съезде в г. Верхне-удинске, обращаемся ко всем народам мира и их правительствам от имени народа, нас избравшего, и торжественно заявляем:

Два года междоусобной братоубийственной гражданской войны разорили иаш богатый край, далн возможность утвердиться ненавистной народу реакции — власти насильников-атаманов и нх сподвижников. Черная туча насилия, грабежа и убийства нависла над нами, свист нагайки, зарево пожаров, беспощадные расстрелы сделали жизнь для нас невыносимой, уничтожили возможность мирных взаимоотношений и обмена с нашими соседями, привели,наш край к союзнической оккупации. Доведенный до отчаяния народ восстал, поставя своей целью прекращение междоусобицы и объединение всего народа во имя свободы и мира.

Свергнув самозванную власть Колчака и Семенова, народ Забайкалья через избранных своих представителей постановляет:

1) Принимая во внимание географическое и экономическое положение нашего края, его пограничное расположение, отдаленность н оторванность от центра Российской Республики, Дальний Восток (от Байкала до Тихого океана, включая области Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Сахалин, Камчатку и полосу отчуждения Китайской железной дороги) декларировать самостоятельной Республикой86.

2) В Дальневосточной Республике установить демократическую власть, олицетворяющую волю всего народа, выявляемую через его представителей и гарантирующую всем слоям населения демократические свободы, которые являются залогом мирного развития общественных сил.

3) Для проведения своей воли в жизнь Съезд избирает из своей среды Временное Правительство, в состав которого приглашаются представители политических партий и национальностей, живущих на этой территории. Временному Правительству вручает всю полноту военной и политической власти и поручает неуклонно вестн борьбу против остатков разбитых сил реакции, установление твердого правопорядка и организацию демократической власти на местах, разработку демократического закона о выборах и производство выборов в Общегосударственный Учредительный Съезд, который должен быть созван по воссоединении Забайкалья с Дальним Восто-


ком для выработки демократической Конституции Дальневосточной Республики.

4) Съезд обращается ко всем офицерам и солдатам бывшей армии Колчака и Семенова с горячим призывом положить конец господству.насилия и бесправия, сложить оружие, именем народа обещая им неприкосновенность и возможность возвращения к своим семьям и мирному труду. Съезд совершенно отменяет смертную казнь, как несоответствующую демократическим стремлениям народа.

5) Обращаясь ко всем народам мира через их правительства, Учредительный Съезд заявляет, что Дальневосточная Республика стремится установить добрососедские дружественные отношения со всеми странами, особенно с теми, которые непосредственно с ней соприкасаются и граждане которых находятся на ее территории. Внутренняя борьба расшатала наше хозяйство, разрушила производство н транспорт, и перед нашей страной встал призрак голода. Мы стремимся к миру, к возвращению к мирному труду и в тесной дружбе со всеми.народами желаем взяться за переустройство нашей жизни на основах демократического правопорядка. Гарантируя гражданам других стран полную неприкосновенность личности и собственности, Съезд приглашает правительства всех стран войти в сношения с избранным нами Правительством, послав своих полномочных представителей для установления с ними связи во имя общих интересов мира, заверяя, что все население края поддерживает это Правительство в его неуклонном стремлении установить порядок и создать условия для мирной трудовой созидательной жизни.

Председатель — Орешников Члены Президиума: Булычев, Буртман, Добронравов, Рябинин

Секретарь — Кожиков

Передавая декларацию, просим срочного признания. Адрес: Президиум Забайкальской власти. Упсибревком —

Краснощекое

Печат. по арх. Опубл. в сбора. «Международная политика...», ч. III, вып. 1, М. 1928, стр. 17—18.

297. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министрам Иностранных Дел Великобритании, Франции, Италии и Государственному Секретарю США

Вне всякой очереди Передано по радио 8 апреля 1920 г. M 1029

С того момента, как Советская власть в России вышла победительницей из борьбы, которую ей пришлось вести с бесчисленными врагами, все ее усилия, равно как и вся


энергия трудящихся масс России, сосредоточены иа мирном развитии живых сил страны и на ее экономическом возрождении.

Мы убеждены, что таким образом мы действуем также в общих интересах всех стран ввиду того, что производимые в России товары необходимы для удовлетворения нх жизненных потребностей, и мы считаем несомненным, что торговые сношения, начинающиеся устанавливаться между Россией и другими странами, будучи крайне.необходимы для первой, равным образом являются весьма существенными для вторых.

Эта мирная деятельность, которой себя хочет посвятить Россия, требует, однако, прекращения направленных против нас нападений ее врагов, некоторые нз которых, к сожалению, еще ие сложили оружия. Польша все еще продолжает войну против Российской и Украинской Советских Республик, нарушая таким образом их мирную деятельность и препятствуя развитию нх внутренних источников богатства и возможности доставлять другим странам продукты, в которых они нуждаются. После того, как Российская и Украинская Республики неоднократно уверяли Польшу в своих мирных намерениях и в своих чувствах дружбы по отношению к польскому народу, а также сделали польскому правительству торжественные мирные предложения, последнее, наконец, ответило Российскому Советскому Правительству 27-го марта и изъявило готовность вступить с ним в мирные переговоры.

Тем более достойно сожаления, что обоюдные действия обоих правительств, направленные к достижению мира, наткнулись на препятствия, казалось бы, второстепенной важности и очутились в настоящем тупике. Однако, прежде чем начать мирные переговоры, польское правительство настаивает на том, чтобы они происходили в Борисове — городе, находящемся непосредственно в военной зоне и в ближайшем соседстве с линией польско-русского фронта. Предложение польского правительства заключить чнсто местное перемирие на Борисовском участке, продолжая в то же время враждебные действия на всем остальном фронте, — очевидная аномалия и отнюдь ие разрешает затруднений, связанных с выбором Борисова. Поэтому силою вещей Российское Правительство вынуждено решительно отклонить этот выбор. Российское Правительство предложило в качестве места переговоров один из эстонских городов или Петроград, или Москву, нлн Варшаву, но все его предложения были одинаково отклонены польским правительством, не допускающим никаких прений по вопросу о своем выборе Борисова; польское правительство, таким образом, создает непреодолимое препятствие для мирных действий, к которым приступили обе страны.

Мы не.можем не обратить внима.ния, что польское правительство лишь рабски подражает образу действий гермаи-


ского кайзеровского правительства времен Брест-Литовская несмотря на то, что нынешняя Россия уже не Россия того времени. В истории дипломатических отношений нет примера тому, чтобы мирные переговоры не удались исключительно ввиду того, что не было достигнуто соглашения по вопросу о месте переговоров. России нет никаких оснований бояться войны, но тем ие менее она всеми силами стремится к миру для того, чтобы направить всю свою энергию на внутреннее строительство, а также для того, чтобы прекратить все враждебные действия между народами России и Польши н установить между ними мирные, взаимно дружеские и добрососедские отношения. Российское Правительство готово принять в качестве места переговоров любой город-нейтрального государства илн Антанты, даже Лондон или Париж, но оно вынуждено отклонить, при отсутствии перемирия по всему фронту, какую бы то ни было местность, находящуюся в прифронтовой полосе или в ее близости.

Многократно принятые правительствами Антанты решения по вопросу о сопредельных с Россией государствах в достаточной степени доказывают, что эти правительства считают свое влияние на последних решающим, и если в настоящий момент, когда упорное нежелание польского правительства согласиться вести переговоры с Россией в другом городе, кроме Борисова, является единственным препятствием к открытию этих переговоров, последние по этой именно причине не состоятся, то правительствам Антанты невозможно будет сложить с себя ответственность в данном случае ввиду того, что их влияние, очевидно, могло бы склонить польское правительство занять менее неуступчивую позицию по этому вопросу.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Оги/бл. в сбора. «Красная книга», Гиэ, М. 1920, стр. 100—101.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: