Нота Председателя Делегации Советского Правительства в Лондоне Премьер-Миинстру Великобритании Ллойд-Джорджу

5 августа 1920 г.

Сэр,

Честь имею сообщить Вам, что я передал вчера вечером моему Правительству срочной телеграммой сделанное Вами при нашем свидании заявление о решении Британского Правительства стать на сторону Польши в ее войне с Россией и возобновить блокаду ввиду продвижения советских войск в этнографическую Польшу*. Вместе с тем, согласно указанию моего Правительства, в связи со ссылкой ноты лорда Керзона от 3 августа на задержку переговоров между Россией и Польшей, я прошу Вас обратить внимание на следующие факты.

В ноте г-ну Чичерину от 20 числа прошлого месяца** лорд Керзои сообщил ему, что «союзники предложили польскому правительству немедленно начать переговоры о перемирии и мире». 22 июля в Москве была получена телеграмма, подписанная министром иностранных дел Польши Сапегой, в которой Польша, согласно предложению союзников, предлагала открыть переговоры о перемирии и мире***. Поступившая одновременно телеграмма начальника штаба польских войск генерала Розвадовского указывала на 30 июля как на дату для встречи уполномоченных обеих сторон ****.

* См. док. № 37. ** См. стр. 62-63. *** См. стр. 61 **** См. стр. 64.

S3


Fitj поручению Coiu'icKoro Правительства г-н Чичерин того же 22 июля сообщил польскому правительству свое согласие на «переговоры о перемирии и мире»*.

Польские парламентеры перешли границу 30-го июля и в Бараиовичах псфешлпсь с русскими делегатами.

Однако вопреки соглашению, достигнутому путем предварительного обмена посланиями, оказалось, что польские делегат уполномочены только для разрешения чисто военных вопросов и что они имеют полномочия только от военного командования. Как явствует из вышеприведенных фактов, эти полномочия явно не соответствуют тем задачам, которые по предложениям как Британского, так и Российского Правительств стояли перед конференцией уполномоченных.

У Российского Правительства, конечно, нет и не было желания связать переговоры о перемирии с переговорами об условиях окончательного мирного договора между Польшей и Россией. Тем не менее при переговорах о перемирии не могли быть обойдены некоторые условия и гарантии, которые выходят за пределы узко военных переговоров. История польского нападения па Россию, очевидные факты непрекращающейся и систематической помощи Польше со стороны Франции и наличие на правом фланге польской армии войск генерала Врангеля, равным образом поддерживаемого французским правительством, делают неизбежным для Российского Советского Правительства требование, чтобы в самые условия перемирия с Польшей были внесены те разумные гарантии, которые предотвратили бы попытки Польши превратить перемирие в передышку для нового возобновления военных действий против России.

К таким гарантиям должны быть отнесены вопросы о частичном разоружении, о приостановке новых призывов, вербовки волонтеров и т. д. Отсутствие у польских уполномоченных права на обсуждение подобных вопросов заставило русских делегатов предложить польским делегатам затребовать от своего правительства расширения своих полномочий. В то же время в целях ускорения русские делегаты выразили согласие начать переговоры о перемирии, кактолько в Барановичах будет получено радиотелеграфное извещение из Варшавы, что курьер с новыми полномочиями выехал. Польские делегаты не согласились с этим предложением и решили вернуться в Варшаву, чем затянули начало переговоров о перемирии.

Международное право н обычаи войны не зиают случая, когда бы армия одной из воюющих сторон приостанавливала L'iioii военные операции до подписания перемирия, и русская Сопегекая Армия, естественно, принуждена была продолжать

* См дик, № lö.

Si


начатые операции. Это продвижение, являясь чисто военной операцией, не предрешает ни в малейшей степени вопроса о характере мирного договора и ие представляет никакого покушения на независимость и целостность польского государства в его этнографических границах. Российское Совет-скос Правительство неоднократно обязывалось уважать в полной мере независимость Польши и право польского народа на политическое самоопределение, и никакие ограничения польского народа в этом направлении ие ставятся им условием перемирия и мира с Польшей. Отсутствие в данный момент польских уполномоченных представляет единственное препятствие возобновления переговоров о приостановке военных действий. Уполномоченные Российского Правительства на ведение переговоров ждут их, готовые немедленно открыть эти переговоры. Между тем поведение польских делегатов, которые предпочли уехать в Варшаву, внушает основательные подозрения, что польское правительство действует в расчете на иностранную поддержку, затягивая в ожидании ее мирные переговоры.

Российское Советское Правительство будет весьма сожалеть, если какие-либо ложные надежды или преувеличенные расчеты польского правительства на сильную поддержку извне приведут к тому, что польские делегаты ие явятся на переговоры с ожидающими их делегатами России в самый краткий срок.

Что же касается предположений о конференции в Лондоне, то в вышеупомянутой британской ноте от 20 июля было буквально сказано, что Англия не имеет ни малейшего желания настаивать на привлечении к участию в наших переговорах с Польшей другие государства, если Советское Правительство не снимет своих возражений против этого. Исходя из этого заявления, г-н Чичерин в ноте от 22 июля предлагал конференцию только с руководящими державами Антанты*. Целесообразность такой именно конференции в интересах мира вытекает из того, что без помощи этих руководящих держав другие государства не смогли бы воевать протиз нас, и подобная конференция могла бы действительно гарантировать общий мир в Европе.

Мы по-прежнему полагаем, что непосредственные переговоры с Польшей о мире отвечают интересам как русского, так и польского пародов, причем Советское Правительство вновь заявляет, что оно неуклонно стоит за признание свободы и независимости Польши и готово дать польскому государству границы более широкие, чем те, которые указывались Верховным Советом и которые упомянуты в британской

* Дата не точна. Имеется в виду нота НК.ИД от 23 июля 1920 г.; см. док. Ne 19.


ноте от 20 июля. Задачей же лондонской конференции руководящих держав Согласия и России было бы урегулирование международного положения России и разрешение всех вопросов между иею и союзниками во имя всеобщего мира и благополучия.

Остаюсь, сэр, Вашим покорным слугой.

Печат. по арх. Опубл. в бюлл»Soviet Russia», vol. Ill, September 11, 1920, p. 269-270.

В упомянутой выше ноте Министра Иностранных Дел Великобритании Керзона от 3 августа 1920 г. говорилось:

«Не имеем ответа на послание, направленное советским властям Британским Правительством после консультации со своими союзниками еще 29 июля с. г. *, в котором предлагалось созвать конференцию в Лондоне; основным вопросом повестки ее должно быть восстановление мира в Европе н в первую очередь мира между Польшей и Россией. Между тем из Москвы только что поступило сообщение для прессы, переданное по радио, что Советская Делегация, направленная вести переговоры по перемирию, настаивала, чтобы в качестве условия перемирия польская делегация, направленная вести переговоры по перемирию, была бы также наделена полномочиями на урегулирование основных условий мира, и что польские делегаты, не будучи наделены такими полномочиями, вернулись в Варшаву.

Советскому Правительству надлежит понимать, что если оно настаивает на том, чтобы условия мира были урегулированы между Польшей и Россией без участия других держав, то исчезают основания, на которых предлагалось вести переговоры в Лондоне, и проект созыва конференции теряет всякое значение.

Кроме того, явствует, что советские армии продвинулись сейчас в собственно Польшу. Если преимущества, предоставляемые вызванными сейчас задержками, будут использованы для продолжения наступления, то Правительство Его Величества будет вынуждено прийти к заключению, что Советское Правительство не намеревается уважать свободу и независимость Польши и что имеет место то положение, о возможности возникновения которого говорилось в его телеграмме г-ну Чичерину от 20-го июля **».

40. [Конвенция об эвакуации русских войск с территории Лнтвы]

16 августа 1920 г.]

Конвенция между Русским Военным Командованием и Литовским Командованием, заключенная 6 авг[уста] 1920 г. в гор. Ковне уполномоченным от имени России Членом Реввоенсовета 4-й армии И. Межлауком, от имени Литвы Министром Народной Обороны К. Жукасом относительно эвакуа-

* См. стр. 63—64. ** См. стр. (32—63.


ции литовской территории, занятой русскими войсками по соглашению от 12 июля 1920 года*:

1) Эвакуация занятой русскими войсками территории начинается немедленно после подписания конвенции и происходит [в] следующем порядке.

2) Вся упомянутая территория в целях эвакуации делится иа три зоны:

а) северная с г. Свяпциянами

в) средняя с г. Вильной и

с) южная с г. Лидой и Гродной.

Северная зона включает следующие станции: Поставы, Новосвянцияны, Подброды.

Средняя зона включает станции: Вильну-Ораиы, Вильна-Индруп и Вильпу-Яшуны. Южная зона обнимает всю остальную территорию.

Примечание. Точная граница устанавливается не позднее трех дней после подписания конвенции.

3) В северной и средней зонах эвакуация начинается немедленно после подписания конвенции и заканчивается в северной через три дня, а в средней — ие позднее 1-го сентября с. г. Начало и конец эвакуации южной зоны устанавливается особым соглашением Русского и Литовского Командования.

4) Немедленно после подписания конвенции образуются смешанные комиссии по приемке и передаче эвакуированной территории.

5) Кроме армейских учреждений, эвакуируется только имущество, принадлежащее Российскому Государству. Всякие недоразумения, возникающие в связи с эвакуацией согласно этого пункта разрешаются смешанными комиссиями.

6) Для ускорения эвакуации Лит[овское] Правительство предоставляет 1 паровоз и 60 товарных вагонов взамен получаемого в северной зоне узкоколейного желдоримуще-ства.

7) Независимо от срока ратификации мирного договора между Литвой и Россией Русское Военное Командование обязуется применять его па временно занятой территории.

При сем приложения к пунктам второму и шестому.

Член Реввоенсовета 4-й [армии]

Межлаук

Министр Народной Обороны, Полковник-Лейт[енант]

Жукас

* См. док. № 12, добавления к ст II.


ПРИЛОЖГПИЕ

К пункту иторому конвенции

от 6 августа 1920 года

1, Станция Поставы в обоюдном пользовании.

2. Все паровозы, вагоны, платформы, а также запасы угля, находящиеся на линии от Новосвянциян до Крулевшины [Се-славпно] делятся пополам и одна половина отдается в распоряжение Литовского Командования.

Граница по (твой эвакуационной зоны (Первая разграничительная линия)

От Сидора через Гродно — Ораны — Троки — Новые до Любова сохраняется старая разграничительная линия. Дальше устанавливается новая разграничительная линия: от Любова по Безыменному ручью до впадения ручья в Вилию, затем по реке Билия до Вицентово. Дальше по прямым условным линиям: от Вицентово до Горяиы, от Горяны до Остров-лян. Упомянутые пункты — Литке. Дальше вдоль дороги Островляны — Ижа — Королевцы. Последняя дорога — русским. От Королевцсв—по Государственной границе.

Мост через Вилиго около Бриже — Литве. Пользование водной поверхностью реки Вилия иа всем вышеупомянутом участке предоставляется Литве.

Граница второй эвакуационной зоны (Вторая разграничительная линия)

От Сидора через Гродно до Тимохово по старой разграничительной линии. От Тимохово по прямой условной линии до Маруииканцы. Станция Маруинканцы — Литве. Дальше по прямым условным линиям от Маруииканцы до Нача, от Нача до Эпшишки, от Эйшишки до Полекишки, от Поле-кишки до Брушницы, от Брушницы до Курмеланы, от Курме-ланы до Мурованка, от Мурованка до Индруп, от Индруп До Бояры. Все упомянутые пункты — Литве. От Бояры по реке Лоша до впадения ее в реку Ошмянка и отсюда по прямой условной линии до Вицентово.

От Вицентово дальше — согласно первой разграничительной линии.

Член Реввоенсовета 4-й [армии]

Межлаук

Министр Народной Обороны, Пол,ковник-Лейтен[апг]

Жукас

8S


ПРИЛОЖЕНИЕ

К пункту шестому конвенции

от 6 августа 1920 года

1. Из предусмотренного шестым пунктом Конвенции подвижного состава Литовское Правительство тотчас вслед за подписанием Конвенции представляет Русскому Командованию один паровоз и сорок вагонов (в том числе 25 крытых и 15 платформ) на станцию Лаидварово, а двадцать вагонов (часть крытых и часть платформ) на ст. Сувалки.

2. После открытия движения по мосту через р, Баку Русское Командование, возвращая полученный на Ландварове паровоз и сорок вагонов, получает взамен паровоз и 25 вагонов в Сувалках.

Член Реввоенсовета 4-й [армии]

Межлаук Министр Народной Обороиы, Полковник-Лейтенант

Жукас

Конвенция и приложения пенат. по арх.

41. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Венгрии Телеки

Передано по радио 6 августа 1920 г. № 1/17

До сведения Российского Советского Правительства дошло, что десять бывших членов Венгерского Советского Правительства, близкого и верного союзника Русского Советского Правительства по борьбе с врагами трудящихся масс России и Венгрии, в настоящее время являются жертвами подобия уголовного суда и им грозит судебное убийство за меры, принятые ими в качестве членов правительства для блага трудящихся масс, волю которых они выражали22.

Ввиду этого Российское Правительство заявляет, что бывшие венгерские Народные Комиссары Агостон, Рояки, Бока-иьи, Довензак, Гаубрих, Кальмар, Релей, Мистер, Сабадош, Вангуш находятся под его ближайшим и непосредственным покровительством. Ввиду опасности, угрожающей им, а также опасностей, угрожающих многочисленным российским гражданам, пребывающим ныне в Венгрии, Российское Правительство распорядилось заключить в концентрационные лагери тысячу венгерских офицеров из числа находящихся еще в России. Десятеро из этих офицеров, а именно: майор Арпад Карольи, полковники Александр Цисар, Стефан Флора, поручики Колеман Янкович, Виктор Сабельи, Александр Балы, граф Валентин Сеченьи, Генеас, подпоручики Георгий Спола-риц, Евгений Фербер объявлены непосредственно заложниками в отношении десяти бывших Народных Комиссаров;


представших ныне пред подобием суда в Будапеште, и подвергнутся той же участи, какая постигнет Народных Комиссаров, если кровожадные замыслы Венгерского Правительства в отношении последних будут осуществлены.

Российское Правительство внимательно следит за будапештским процессом и не замедлит принять меры, которые окажутся необходимыми,

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. пп арх. Опубл. в газ. «Известия» M I7S(1025). 13 август 1920 г.

42. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Норвегии Мишле

Передано по радио 6 августа 1920 г. M 1550

В ответ на Вашу радиотелеграмму от 3 числа сего месяца *, я считаю своим долгом принять к сведению Ваше желание отложить па некоторое время непосредственные переговоры относительно возобновления торговых отношений между двумя странами.

Я сожалею, что должен высказать предположение, что без урегулирования различных вопросов, относящихся к возобновлению этих отношений, путем личного обмена мнениями, это возобновление не сможет быть эффективно достигнуто. Вследствие этого я позволяю себе ожидать через некоторое время уведомления с Вашей стороны относительно даты, когда сможет, иметь место упомянутый в Вашей телеграмме обмен взглядами с нашим представителем Литвиновым.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

[Чичерин]

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: